Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского, открывают механизм
превращения фитюльки в ревизора. Подбадриваемый робостью и угодливостью
чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником,
взяточником. В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей он уже
самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как
опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель».
Хлестаков
готов и смошенничать, и словчить, словом, не пропустит того, что плывет
в руки, как и городничий. Он способен сыграть любую роль, даже роль
пылкого влюбленного.Объяснение Хлестакова с матерью и дочкой городничего
является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с
дамами Хлестаков чувствует себя уверенно. Роль эту подсказывают ему сами
обстоятельства, «случай». «Срывать цветы удовольствия» — вот цель его
существования. А самое большое удовольствие — иметь власть и деньги,
жить на широкую ногу