Коркыт - один из наших предков, живших в давние времена. Он родоначальник кобыза, композитор, акын, покровитель баксы (знахарей-шаманов). Наш великий предок родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно в VIII-IX веках. Из литературного памятника "Книга Коркыта ата" можно узнать, что он тюркского происхождения из племени огыз. Его как личность признают и народы Средней Азии, и другие тюркские племена. Его отца звали - Каракожа. Мать из рода кипчак.
О Коркыте упоминают Абильгазы - "Родословная тюрков" и Рашид-ад-дин - "Огызы". Рашид ад-дин пишет, что Коркыт прожил долгую жизнь. Абильгазы пишет, что Коркыт был визирем пяти ханов. Ш. Валиханов оставил ценные заметки о знахарстве, поэтическом и музыкальном мастерстве Коркыта. М. Ауэзов и А. Маргулан также написали прекрасные статьи о нем. В жизненной философии великого предка и его легендах о борьбе со смертью просматривается оптимизм.
Коркыт - великий композитор и сказитель, основатель музыкального искусства игры на кобызе. Вместе с тем, он - великий старейшина, признан святой личностью. Если верить легендам, он много времени уделял созданию нового музыкального инструмента. Однажды во сне ангелы дали ему знать: "Оберни деревянный инструмент в верблюжью кожу, из конского волоса сделай струны". Выполнив все это, Коркыт извлек из этого инструмента чудесную мелодию. С тех пор повелось: "Кобыз Коркыта".
Рождение Коркыта также связано с чудесами и мифами. Перед самым его рождением произошло затмение солнца, стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда Коркыт родился, грозовые природные явления закончились, все вокруг успокоилось, ясно засветило солнце. "Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт", - решили люди.
Ш. Валиханов с Потаниным поясняют, что слово "Коркыт" характеризует образ жизни человечества. Легенды и рассказы Навои о Коркыте широко распространены среди тюркских народов, в особенности среди казахов.
По воззрениям Коркыта, люди должны сохранять человеческие качества. Самое опасное для человека - потерять нравственность. "Пусть лучше дом развалится, если там не бывают гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь; вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам; пусть лучше не родится сын, который запятнает имя отца". "Как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может". Из этих легенд видно, что, путешествуя по миру, Коркыт пришел к мысли, что каждому человеку лучше всего на родной земле. Его постоянным другом был волшебник Желмая.
Из музыкального наследия Коркыта известными являются около 20 произведений. На магнитофонную пленку записано - 11. У каждого кюя своя история. Например, в легенде о кюе "Коркыт" есть эпизод, как ему удалось избежать смерти с помощью бессмертного искусства. Так, Коркыт не подпускает смерть, играя день и ночь на кобызе, плывя на расстеленном ковре по водам Сырдарьи. Совершить подобное удавалось, по легенде, только Коркыту. Это отражение в искусстве его философских мечтаний.
"Книга Коркыта ата" - письменный памятник эпического жанра племени огызов, вошедших позже в состав тюркского народа. Книга, повествующая о жизни огызов, написана на общем для огыз-кипчаков языке. Сохранились два экземпляра книги, написанной арабским алфавитом (Дрезден, Ватикан). У каждого эпического сказания есть свой сюжет, образы ясновидящих, вождя племени и мудрого Коркыта ата. В конце каждого сказания выражается похвала Коркыту ата. В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, здесь Коркыт - и автор, и персонаж. В этом особенность его книги. Во введении написано: "В племени Баят жил знающий предсказатель по имени Коркыт, все его пророчества сбывались. Ему удавалось решить самые сложные вопросы племени Огыз. Люди не принимались за какую-либо трудную работу, не получив на то благословения Коркыта. Люди беспрекословно выполняли его наказы".
А. Конратбаев разделил "Сказания Коркыта" на три части по приведенным там родословным:
Сказания, эпосы, описывающие период становления огыз-кипчакского племени.
Сказания, эпосы, раскрывающие междоусобные распри туркменов и племени пешене в течение 34 лет.
Сказания, показывающие распад огыз-кипчакского улуса.
Все события этих сказаний происходят на берегу Сырдарьи, на землях Средней Азии и Кавказа. В них повествуется о том, как создавались, распадались племена тех краев. Жыр "Бамсы-Байрак" напоминает легенду об Алпамысе, "Усун кожа" повествует о предке казахского племени "уйсун". Легенды о Коркыте ата сохранились среди казахов, киргизов и других тюркских народов.
В книге очень часто встречаются географические названия, имеющиеся в современном казахском языке. Это доказывает тесную связь книги с Казахстаном, землей, которую населяли многие тюркские племена, влившиеся со временем в единый казахский этнос. "Книга Коркыта ата" считается историческим памятником тюркских народов.