Лермонтов пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы.
Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, "водяным обществом".
И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам",
но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество.
Что же сделало Печорина топором в руках судьбы"? Сам герой пытается найти
ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям.
Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его
взглядов.
Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей всегда один раб другого".
По его определению, счастье — это "насыщенная гордость". Это изначально
неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и составляет смысл его жизни.
Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были
убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую. Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его
над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом беда Печорина, трагизм его судьбы.