Там, где есть вода, огонь и глина, керамика с незапамятных времен вошла в быт человека. Керамическая посуда собирала за столом большую семью, встречала гостей, была неотъемлемой частью ритуалов и торговли. Мастера не только придавали глине совершенную форму, но и создавали неповторимый рисунок, рассказывающий о земле, людях, традициях.
И в Казахстане, и в России есть уникальные керамические промыслы. Их объединяет белая фаянсовая масса, близкая к тончайшему китайскому фарфору, и сине-золотая роспись. В России каждый знает Гжель, а Восток очаровала риштанская голубая керамика. Месторождения высокосортной белой глины, одно в Подмосковье, другое в Ферганской долине, породили гончарные цеха. Сначала это было производство посуды, кирпича, плитки.
Но в каждом деле есть мастера, готовые вывести ремесло на новый уровень. В 18 веке в России это были братья Куликовы, подобравшие уникальный состав полуфаянсовой смеси. Их изящные изделия требовали не менее тонкой росписи. С 19 века она делалась только синей краской с легкими золотыми акцентами. Цвет неба, рек, морей и озер, зимних ночей, васильков и любимых глаз сделал гжельскую керамику национальной гордостью.
Риштанская керамика более древний промысел. Пришедшие из Бухары и Самарканда мастера принесли секреты тончайшей росписи. Синева, бирюза и золото сплетались в растительном орнаменте, славя щедрую землю. Ремесло было семейным. Мастера тавокчи тщательно хранили свои секреты, передавая тайны от отца к сыну, они просили заступничества у святых.
Имена славных мастеров хранит человеческая память. Одни создавали материал, другие ваяли, третьи выводили тонкой кистью уникальные орнаменты. Были заводчики, торговцы, меценаты. Их таланты и труд создали для мира уникальные произведения искусства.