Сократи
В рассказе знаменитого русского писателя И. С. Тургенева «Муму» главным героем является Герасим – крепостной крестьянин, выросший в деревне, обременённый глухотой и немотой, и повествуется его несчастливой судьбе и одинокой жизни.
В произведении будто воспевается широкая добрая душа, заключённая в могучем богатырском теле Герасима, обладающего недюжинной силой. Даже несмотря на свою болезнь, на свою отгороженность и отчужденность от других людей он никогда не падает духом. Уныние и грусть ему не свойственны. Напротив, Герасим способен на сильные, яркие и трогательные чувства, которые не понять окружающим его здоровым, но лишенным этой одухотворенности, приземлённым людям.
Герасим очень аккуратен, он очень тщательно выполняет порученную ему работу, потому что любит то, что делает. И все равно он несчастен. Ведь как назовёшь счастливым человека, имевшего всего две отрады в жизни, в итоге оказавшиеся пустотой? Первой была его безответная любовь к прачке Татьяне – робкой, хилой женщине, которая его беспричинно боялась.
Не слыша ничего, и не сумея ничего сказать, он тем не менее каждый раз пытался выразить ей свою любовь, каждый раз его душа пыталась вырваться из оков неполноценного тела и заявить о себе! Но любовь эта, никому не нужная, оказалась забыта и заперта в сердце. Душа Герасима, дверь которой чуть приоткрыл для нас автор, оказалась такова, что даже глубоко разочаровавшись в Татьяне, он в день её отъезда все же подарил ей красный платок, давным-давно сберегший лично для неё.
Вторым его счастьем, послужившим для Герасима утешением, являлась встреча со щенком Муму, которого тот спас и выходил. В собачке Муму Герасим нашёл питомца и верного друга, благодаря которому ненадолго позабыл про тоску и горькое одиночество. Муму отвечала ему тем же, со всей искренностью, на которое способно животное, прирученное человеком. И уж ему не нужно для этой верности никаких слов. Муму не видит в своём хозяине никаких недостатков, не считает его ущербным или калекой – это то, что делает преданность собаки особой ценностью, и тот момент, тот случай, когда обществу человека предпочтительнее общество животного.
Она и стала второй потерей в жизни Герасима