Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова "Дума" и "Бородино"

0 голосов
246 просмотров

Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова "Дума" и "Бородино"


Литература (24 баллов) | 246 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

СОЧИНЕНИЕ
Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума"

Перу М. Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения - «Бородино» и «Дума». На первый взгляд, это совершенно разные произведения — одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта — «пустому, бесплодному поколению». Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой.

Композиция «Бородино» диалогична — более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах — о войне с французами 1812 года. «Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта. По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время:

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Под стать этому времени были и люди — смелые, мужественные, цельные, способные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели — освобождения Родины: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»

Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!»

Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели:

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям».

Эта же мысль о никчемности современников («Печально я гляжу на наше поколенье!») является ведущей в стихотворении «Дума». Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей прошлого — ровесники поэта не способны ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье».

Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен. В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»)

Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно. Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории:

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, — эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия:

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения — людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не способных что-либо изменить.

Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада. В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены — в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.

(34 баллов)