Хостинг документовученикам и учителям
КАТЕГОРИИДобавить документВопросы и ответы
РегистрацияЗабыл пароль
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» «УРОКИ ЛЮБВИ, ДОБРОТЫ И СОСТРАДАНИЯ В ЖИЗНИ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА»
Скачать материал
Урок литературы в 7 классе по повести Л.Н. Толстого «Детство»
«Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева»
Учитель МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области Федосова Галина Ивановна.
Л.Н. Толстой «Детство».
Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
Цели урока:
1) помочь семиклассникам понять сложный мир
взрослых; прочесть книгу так, чтобы она
заставила заглянуть в себя;
2) учить школьников чувствовать настроение в
подтексте;
3) заставить учащихся задуматься над
вопросами: что такое любовь в жизни человека,
что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно
в жизни человека? Что есть страдание и можно
ли прожить без страдания? Что есть счастье?
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Закончено чтение повести. Перед нами прошли несколько дней из жизни 10-летнего мальчика.
Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?
Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами) в повести 24-летний Л.Н. Толстой.
II. Беседа. Комментированное чтение. Реализация индивидуальных и групповых заданий.
Уже в 1 главе мы узнаём о Николеньке, что он живой, наблюдательный ребёнок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.
- В какой атмосфере жил Николенька, как к нему относились окружающие?
Это атмосфера любви, радости, счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.
-Дома в качестве домашнего задания вы составили распорядок дня Николеньки. Прочитайте его.
Мальчик окружён любовью, живёт в доброй, хорошей семье. ( Все сложности взрослой жизни откроются ему через годы)
Утро в семье Иртеньевых
- Какие события больше интересуют Толстого: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека?
Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.
- Какие события происходят в главе «Маман»?
Их почти нет: дети утром здороваются с матерью и идут с этим к отцу.
- Но как много сказано о матери! Какой мы её видим здесь? (Она грустна и задумчива. Вода льётся из самовара, а она этого не замечает. Не замечает и детей, погружённая в свои мысли)
- Почему? Она знает о разлуке с детьми и с мужем и страдает от этого.
- Какой её видит Николенька? (Зачитать в тексте)
- Как она относится к Карлу Ивановичу? Мими? (Поцелуй в висок Карла Иваныча, терпимость характера Мими) А какая чуткость: сразу увидела, что Николенька плакал (поцелуй в глаза).
- Какое общее впечатление от матери остаётся в этой главе?
- А почему Л.Н. Толстой не даёт ясного портрета матери?
Она умерла, когда ему было 1,5 года, у него, как и у Лермонтова, осталось в памяти только общее впечатление чего-то очень доброго и ласкового.
Когда Толстому было 80 лет, он записал в дневнике: «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая для меня осталась светлым идеалом» .
-Третья глава называется «Папа». Что важное узнаёт Николенька? (Он с братом едет учиться в Москву.)
-Какие чувства испытывает? (Читаем конец главы) Это первое большое горе в его жизни.
Кого жалко Николеньке? Матушку, Карла Иваныча, даже любимую борзую отца Милку. Ребёнку жалко всех, детское сердце вмещает любовь ко всем. (глава «Разлука»)
- Что об отце узнаёт мальчик? (глава 10) Как относится к людям?
-Любили ли его окружающие? Удалось ли ему сделать карьеру?
( У него нет дела, которое бы его занимало, ни серьёзных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он военной карьеры. Он живёт для себя, для своих удовольствий.)
- В повести описываются занятия в кабинете и гостиной (гл.11). С какой сцены начинается глава?
Мирный вечер, вся семья в сборе, как спокойно и хорошо!
- Вся ли глава выдержана в этом ключе?
Дети сразу замечают тревогу, печаль: мать играет на рояле концерт Фильда и Патетическую сонату Бетховена.
.