Источник 1 С. М. Соловьев. История России с древнейших времен Условия, ** которых татары...

0 голосов
50 просмотров

Источник 1 С. М. Соловьев. История России с древнейших времен Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтобы князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам...; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа... которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий... если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует, чего только захочет, и получает. В самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. Источник 2 В. О. Ключевский. Курс русской истории Ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью. Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар, их князья звались холопами «вольного хана»... Источник 3 Л. Н. Гумилев. От Руси к России. Очерки этнической истории Великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку — город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление. Источник 4 Н. А. Макаров. Русь. Век тринадцатый При всем множестве связующих нитей между культурными явлениями «киевского» и «удельного» периодов для археолога очевидны глубокие качественные различия между древнерусской культурой второй половины XII и первой половины XIV в. Абстрагируясь от деталей, отмечу лишь наиболее значимые изменения. Во-первых, исчезла из обихода значительная часть повседневных вещей, составлявших материальный мир Древней Руси и являвшихся в глазах ее обитателей яркими индикаторами ее культурного своеобразия и экономического достатка. Во-вторых, это пресечение или угасание ряда ремесел и производств, в том числе тех, продукция которых предназначалась для элиты древнерусского общества. В-третьих, отказ от целого ряда культурных символов и традиций, важных для общественных отношений и религиозного сознания предшествующей эпохи, таких, как, например, парадный женский убор, знакомый нам по кладам XI — первой половины XIII в., или курганный обряд погребения. Источник 5 В. А. Кучкин. Русь под владычеством Золотой Орды После нашествия Батыя перестали существовать южное Переяславское и Киевское княжества, пришло в упадок Черниговское. Сократилась территория расселения древнерусского народа, так как плодородные степные и лесостепные земли заняли кочевники. Западные и южные княжества постепенно подпали под власть Литвы и Польши. Основным регионом обитания древнерусского населения стали лесистое Волго-Окское междуречье и примыкающие к нему области, более безопасные в военном отношении, но менее пригодные для хозяйственной деятельности. Под воздействием военных нападений монголо-татар жители плодородного владимиро-суздальского ополья стали уходить на западные, северные и восточные окраины некогда единого Владимирского княжества. Отток населения из центра вел к образованию новых периферийных княжеств, усиливавших феодальную разобщенность русских земель. К 70-м гг. XIII в. на русском Северо-Востоке помимо домонгольских княжеств: великого Владимирского, Переяславского, Юрьевского, Ростовского, Ярославского, Углического, Суздальского и Стародубского — возникли княжества Московское, Тверское, Галицко-Дмитровское, Белозерское, Костромское, Городецкое. 1. Вопрос. Сравните точки зрения на взаимоотношения Руси и монголов в источниках 1,2,3.Используя источники и свои знания,сделайте вывод о взаимоотношениях Руси и монголов 2. Вопрос. Сравните точки зрения на оценку походов на Русь монголов в источнике 3 и 5 3.Вопрос. Сделайте вывод о последствиях нашествия монголов на основании источников 4 и 5.


История (12 баллов) | 50 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Создание «Истории России с древнейших времён» явилось главным делом жизни знаменитого историка С. М. Соловьева. На создание этого колоссального произведения ученый затратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. В 1851-79 вышло 28 тт., а последний, 29-й, доведённый до 1775, вышел посмертно.

«История России» создавалась в противовес «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й половине 19 в. официальной. Субъективистским взглядам Карамзина Соловьев противопоставил идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманнского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Соловьев первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против «удельных» устремлений боярства, одновременно осуждал жестокость царя.

Соловьев впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого, которых раньше не замечали вовсе. Например, вопрос о делении русской истории на эпохи и влияние природных условий территории на исторические судьбы русского народа. Соловьёв первый из русских историков (совместно с Кавелиным, одновременно высказывавшим ту же мысль) осмыслил всё наше прошлое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Для него нет эпох более или менее интересных или важных: все имеют одинаковый интерес и важность, как неразрывные звенья одной великой цепи. Соловьёв указал, в каком направлении должна вообще идти работа русского историка, установил исходные точки в изучении нашего прошлого. Он первый высказал настоящую теорию в приложении к русской истории, внеся принцип развития, постепенной смены умственных и нравственных понятий и постепенного роста народного — и в этом одна из важнейших заслуг Соловьёва.


(156 баллов)