Полный анализ построчно стихотворения «Дума» Лермонтова, начиная с «Едва касались мы...»...

0 голосов
100 просмотров

Полный анализ построчно стихотворения «Дума» Лермонтова, начиная с «Едва касались мы...» и до конца: Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший сок навеки извлекли. Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства - Зарытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.


Литература (54 баллов) | 100 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Анализ стихотворения «Дума» М.Ю. Лермонтова

Произведение было написано поэтом на пике популярности, и признано общественностью как личный манифест автора.

Тема стихотворения

Стих отличается особой глубиной мысли, нехарактерной для молодежи, философским осмыслением прошлого и будущего своей страны и своих сверстников. «Дума» содержит определенный опыт размышлений и наблюдений молодого автора. В ней описывается поколение светских людей во времена правления Николая I, известные своим определенным духовным упадком и кризисом.

После неудавшегося восстания декабристов усилилась цензура и гонения на вольнодумие, что привело к появлению целого поколения молодежи, очень образованной и начитанной, но крайне безынициативной и равнодушной.

Об этих тенденциях и рассуждает М.Ю. Лермонтов, о возможностях и потерянных ориентирах молодых людей, обреченных на проживание пустых жизней. В произведении отражены социальные и нравственные искания поэта, который принадлежит к кризисному поколению, но, тем не менее, не собирается сдаваться бесцельному существованию.

Мясников: Устал повторять! Если ноют колено или тазобедренный сустав, срочно уберите из пищи...  

Читать далее

Паразиты вылезут комом, а висячие папилломы отвалятся без боли, добавьте в воду обычный 3%...  

Читать далее

Главврач г.Махачкала: "Если на ногтях есть грибок, диагноз только один - в крови ранняя...  

Читать далее

Баба Нина: "Нищета уйдет! Просто в углу дома храните обычную..."  

Читать далее

Композиция, жанр, размер

Композиционно стих не делится на части, а представляет постоянные размышления автора. Связь между строфами отсутствует, каждая из них – это определенный тематический блок размышлений. Давая в первой строфе общую характеристику поколению, автор в следующих развивает эту основную мысль.

Каждое размышление посвящено осмыслению современного поколения молодежи, жизнь которой посвящена бесцельному проживанию времени, без духовности и огня в сердце. Строфы посвящены описанию жизненных приоритетов современников Лермонтова: отношению к жизни, к добру и злу, к науке и умению воспользоваться ее плодами, к мечтам и искусству. Завершает произведение пророчество автора об уходе из жизни, который не тронет сердца потомков.

Жанр стихотворения — элегия, гражданская лирика с использованием сатиры.

Размер стихотворения обусловлен жанром. Стих написан шестистопным ямбом с переходами на четырех- и пятистопный. Это дает произведению размеренный, медлительный темп, соответствующий печальным задумчивым размышлениям, которым предается молодой поэт.

Образы и тропы

Главный образ произведения – молодое поколение, которое ничего не радует ничего в жизни, а лишь томит. Молодежь, живущая ошибками отцов, изображена автором. Их будущее – пусто, к настоящему они равнодушны, искусство и мечты не трогают их сердец, при том, что это люди высокообразованные, с большим потенциалом.

В тени остается лирический герой, которому принадлежат эти размышления. Он употребляется местоимение «мы», потому что также является частью этого поколения. Но сатира и некоторых сарказм в изображении молодежи говорят о том, что он – приверженец другой, оптимистичной и чувственной, позиции.

Автор дает характеристику поколению при помощи второстепенных образов – преждевременного плода среди цветов, гостя на чужом празднике, угрюмой толпы. Эти художественные приемы помогают наиболее точно передать ощущения и особенности внутренней жизни бесполезной молодежи. Проглядывает также образ предков, отцов с их «роскошными забавами» и «ребяческим развратом».

Эпитеты, которые использует автор, полны печали и мрачного чувства: «позорно малодушны», «осиротелый», «презренный», «бесплодный», «горькою», «тайный». Автор ярко раскрывает образ при помощи эмоциональных метафор: «тощий плод», «лучший сок». Помогают точнее выразить характеристики образов и сравнения: «как пир на празднике чужом», «как ровный путь без цели».

Частое употребление слов «высокого» стиля придает произведению торжественность и масштабность призыва к гражданской позиции сверстников.


(30 баллов)
0

Мне нужен построчный, а не общий