В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправ-ляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, и Толстой подаёт прошение об отставке, но получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а когда начинается осада Севастополя, в Крым, в осаждённый город. Зачем? Как объяснить этот шаг? Позднее устами князя Андрея Болконского Толстой скажет: «…Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя. Пользуясь численным преимуществом, войска англо-французской коалиции оттеснили армию бездарного Меншикова. Отступая, она поки-нула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону города, под ураганным огнем выдерживая осаду 120-тысячной армии непри-ятеля.
В самом начале этой осады, 7 ноября 1854 года, Толстой прибыл в Севастополь и сражался в осаж-дённом городе 9 месяцев. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не сует-ливый, но упорный» — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой.
В июле 1855 года в журнале «Современник» стали появляться «Севастопольские рассказы» писа-теля, которые были встречены с огромным интересом. Не только поэтические достоинства рассказов Толстого привлекли к ним острое внимание читателей. Правду о патриотическом подъёме и героиз-ме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат и вместе с тем об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхуш-кой – вот что увидели и оценили читатели в «Севастопольских рассказах», о которых и пойдёт речь сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже два месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами батарей, беседовал с солдатами и офицерами. Всё, что он увидел и услышал, говорило ему: стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Чудное время!»