Развитие торговли в конце XIX века
Необходимое условие успешного развития торговли – взаимовыгодный характер обмена товарами и услугами с зарубежными партнерами. Такой обмен выступает активным инструментом реализации тех потенциальных возможностей и преимуществ, которыми от природы располагает или создает в своем развитии каждое государство. Именно реализация таких преимуществ и создает тот экономический и коммерческий эффект, который служит материальной основой заинтересованности обеих сторон настойчиво преодолевать трудности и риски, которыми богато усыпаны пути внешнеторговой деятельности.
Хотя по потреблению хлеба на душу населения Россия уступала большинству стран Европы, в конце века она была крупнейшим экспортером зерна: на ее долю приходилась примерно четвертая часть всей пшеницы, реализуемой через мировой рынок, две трети ржи и овса, почти половина ячменя и 15 % кукурузы.