Веретено существовало уже 10 000 лет назад. Египтяне пряли лен методом висящего веретена; в Индии методом опертого веретена вырабатывали тончайшую хлопковую нить. Простейшая "самопрялка" представляет собой доску, на которой установлен цилиндр с горизонтально закрепленным веретеном, приводимым во вращение бесконечным ремнем, перекинутым через большое поворачиваемое рукой колесо. Левой рукой прядильщик подает волокна к острому концу веретена, а правой - крутит колесо. Когда нить увеличится на длину руки, ее наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Прядение при этом ускоряется и лучше контролируется, но процесс приходится прерывать для намотки. Такое устройство появилось, как предполагают, в Индии, а затем распространилось на восток и запад. В Европе им пользовались уже в начале 14 в., а в Индии и Индонезии пользуются и теперь для прядения хлопка и "дикого" шелка. Намотка была совмещена с прядением в 15 в., когда веретено было дополнено рогулькой. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца U-образной рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. Педаль, добавленная в 16 в., освободила правую руку прядильщика, позволив ему использовать для вращения приводного колеса силу ног. Палка-держатель исходного волокнистого материала вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Исходный материал закреплялся также в "донце" на верхней перекладине. Позднее были созданы более производительные многоверетенные и многошпульные машины, которые давали и более однородную продукцию. Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со "стандартными" намоточными рогульками и ручным приводом около 1490. В 18 в., в значительной мере благодаря трудам Дж. Харгривса и Р. Аркрайта, были осуществлены направленные на массовое производство усовершенствования прядильных машин, положившие начало современной прядильной технике.