Своё детство будущий император провёл в Преображенском, которое с его бытом летней царской дачи, окруженной полями, лесами, способствовало развитию способностей Петра. Уже в раннем возрасте проявились присущие Петру черты характера: живость восприятия, неугомонность и неиссякаемая энергия, страстная самозабвенная увлеченность игрой, незаметно переходящая в дело. Знакомство с иностранцами, интересными, образованными людьми плвлияло на развитие России. За несколько лет он изменил практически всё: от календаря (сменив отсчёт от византийской эры на отсчёт от Рождества Христова - с 1700 года) до одежды, стиля общения. В 1710 году утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), несколько букв - в том числе «кси» и «пси» - были исключены. За следующие 25 лет в России книг было напечатано в два раза больше, чем за всю предыдущую историю книгопечатания на Руси.
Реформы Петровские шли тяжело, но проводить их было необходимо.Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат: Пётр создал коллегии, прообразы современных министерств, вместо Боярской думы создал высший совещательный орган при государе – Сенат, в состав которого входит 9 человек. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. 4. Наиболее значимыми были реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигацкие, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей.