Образ мальчишки-подростка в современной литературе для детей — явление яркое и достаточно характерное. Однако вхождение его в художественную литературу и утверждение его там было непростым. Образ мальчишки-подростка смог появиться и заполнить свою нишу только тогда, когда обозначилась непосредственная связь между героем и адресатом, а в литературе четко определилась дидактическая составляющая. Появляясь уже в ХVIII веке (Д.И. Фонвизин — «Недоросль»), герой-подросток проходит долгий путь развития. Периодом, который может быть назван кульминацией формирования образа мальчишки-подростка, является ХIХ век.
Все больше углубляясь во внутренний мир мальчишки-подростка, изучая особенности его характера, причины тех или иных поступков, авторы ХIХ и ХХ века раскрывают этот образ с разных сторон, меняя и расширяя его все больше. И в ХХ веке, в период особого расцвета образа мальчишки-подростка, перед нами предстает уже самостоятельная личность, готовая сформировать свою команду и вести ее за собой. Но с в связи с чем возникает новый тип героя, мальчишка-боец? Этот образ связан, прежде всего, с политическими изменениями в стране. Новый герой должен был помочь детям пережить трудное время революции и войны.
Именно такую цель ставил перед собой А.П. Гайдар при написании повести «Тимур и его команда». «Его новая повесть, как и кинофильм, должна помочь советским ребятам найти своё место в тяжёлую военную пору» [7]. А.П. Гайдар не впервые пишет произведение, где главным героем становится мальчишка («Чук и Гек», «На графских развалинах», «Судьба барабанщика»). Однако в данной повести мы впервые видим подростка, который способен на подвиги ради других. Именно такой герой нужен был детям в то тяжелое время. И А.П. Гайдар добился нужного результата: после печати этого произведения в стране появилось массовое движение тимуровцев, а Тимур стал образцом для подражания, символом мужества.
Тимур — главный герой — благородный мальчик и хороший друг, несмотря на то, что все взрослые считают его озорником. Тимур — настоящий боец, тайно защищающий и оберегающий вместе со своей командой дома, отмеченные красной звездой — знаком того, что из семьи на фронт ушел мужчина. Прототипом образа Тимура, пожалуй, стоит считать самого А.П. Гайдара. Ведь «будущий детский писатель и публицист прошел суровую школу жизни, удивительно насыщенную разными, в том числе и драматическими, событиями. С 13 лет он очутился в водовороте грозных революционных событий и событий гражданской войны, в 14 лет вступает в партию, а к 17 — дослужился до подполковника» [6]. А.П. Гайдар считает, что 12—14 лет — это переломный возраст для мальчишки, поскольку это период взросления и начала уже более ли менее самостоятельной жизни, часто скрытой от глаз взрослых. Именно поэтому автора интересует психология и внутренний мир подростка этого возраста. Ведь это время, когда перед мальчишкой встает выбор, по какому жизненному пути пойти. И каждый из героев повести делает этот выбор осознанно. Если Тимур и его друзья решают стать заступниками и защитниками родных и близких красноармейцев, становясь маленькой армией спасения, спешащей на помощь всем, кто в ней нуждается, то Квакин (антипод Тимура, отрицательный герой) и его «шайка» (у Квакина, как и у Тимура, есть своя команда), напротив, считают путь воровства лучшим и более успешным.
А.П. Гайдар не много внимания уделяет внешности подростка, поскольку его интересует психология мальчишек и причины их поведения, однако он не останавливается на причинах, сформировавших тот или иной характер. Поэтому семья и вообще взрослые играют второстепенную роль. А.П. Гайдар отходит от традиции, заложенной Ф.М. Достоевским, заключающейся в детальном рассмотрении взаимоотношений в семье подростка. Писатель ориентируется на социально-политическую ситуацию 1920—30-х годов, и, как следствие, у него иной подход к ребенку. Теперь влияние взрослых минимизировано, подросток сам принимает решения. Так, Тимур решается срезать замок на гараже и взять дядин мотоцикл в отсутствие владельца, поскольку это было единственно верным решением: «Рита! — горько сказал он, становясь на колено и целуя собаку в морду. — Ты не сердись! Я не мог поступить иначе» [2]. Несмотря на то, что контроль взрослых все же присутствует, отношения между ними и героями-подростками теперь совсем иные. Взрослый становится примером для подражания (как, например, отец Жени для нее), другом и помощником (как, к примеру, дядя Тимура).