Английский поэт и драматург, современник У. Шекспира Кристофер Марло
родился в городе Кентербери (графство Кент). Его отец, Джон Марло, по
профессии был сапожником.
Первоначальные знания (в том числе по классическим языкам и
стихосложению) Кристофер получил в грамматической школе. А продолжил
свое образование в колледже Тела Христова Кембриджского университета.
Скорее всего, в университете Кристофер увлекся сочинением пьес.
По существовавшей тогда традиции, сыновья небогатых родителей
готовились в университете к духовной карьере; эта же перспектива была
открыта и для Марло. Однако он выбрал другой путь. Получив ученую степень
магистра, Кристофер уехал в Лондон, где стал актером. Он также вошел в
группу профессиональных драматургов, за которыми закрепилось название
«университетские умы». Участники группы сочетали в своем творчестве
гуманистические взгляды с традициями английского народного театра.
Дебютом Марло как драматурга была постановка в сезоне 1587–1588 гг. его
объемной десятиактной трагедии «Тамерлан Великий». Пьеса имела громкий
и продолжительный успех. За ней последовали другие произведения:
«Трагическая история доктора Фауста» на сюжет популярной немецкой
легенды о чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, трагедии «Мальтийский
еврей», «Эдуард II», «Парижская резня».
В начале 1590-х гг. Марло задумал поэму на античный сюжет. Однако
завершить произведение ему не удалось.
30 мая 1593 года талантливый драматург был убит в драке в таверне «Дейм
Элеанор Булл» близ Лондона. Его похоронили в церкви святого Николая
городка Дептфорд.
Лучшим произведением К. Марло многие критики считают пьесу
«Трагическая история доктора Фауста» (1588–1589). Легенда о
чернокнижнике, ученом докторе была популярна в Европе. Впервые она была
изложена в немецкой народной книге о Фаусте, изданной Иоганном Шписом
в 1587 году. Марло ознакомился с ней в английском переводе 1558 года.
Главный герой пьесы Марло жаждет овладеть глубочайшими тайнами
природы, быть «на земле, как в небесах Юпитер», только наука, которой он
занимался долгое время, не позволяла этого сделать. Тогда Фауст, в надежде
достичь своей мечты, подписал договор с дьяволом. Он отдал свою душу за
абсолютное великое знание. Однако стремление заполучить это знание и
достичь личной свободы приводят героя к трагическому финалу — к
одиночеству, утрате целостности сознания, к духовной катастрофе. Обретя
высшее знание, он забыл о своих великих замыслах и растратил его на пустые
фокусы.
В «Трагической истории доктора Фауста» Марло умело чередует серьёзные
и комические эпизоды, щедро вводит элементы средневекового театра:
аллегорическое шествие семи смертных грехов, прения ангелов и др.
Марло проложил дорогу Шекспиру, усовершенствовав язык английской
трагедии, отказавшись от рифмы, расковав пятистопный белый стих своих
предшественников. Драматург обогатил язык трагедии интонациями,
образностью и фразеологией лирической поэзии (обращение Фауста к Елене и
др.).