В Киевской Руси, как и в других государствах Западной Европы, в X-XI веках начало складываться феодальное общество
О реальной феодализации Руси можно говорить лишь со временем, когда возникает индивидуальная земельная собственность - вначале княжеская, а затем боярская. Боярские вотчины формировались несколькими путями: 1) князь отдавал дружинникам на определенный период территории для сбора дани, которые постепенно становились наследственными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников государственной землей за службу; 3) он мог отдать дружинникам часть собственных владений.
Экономические отношения в Киевской Руси определили и социальное развитие славянского общества, большая часть которого оставалась свободной. Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым.
Еще в сельской общине имелись так называемые «изгои», «сироты», которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви и т.д.
На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин души», назывались «задушными людьми».