ИГОРЬ (Ингорь) РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ (ск. ок. 944/ 945), великий русский князь. Сын новгородского князя Рюрика. Иоакимовская летопись сообщает, что его матерью была дочь «князя урманского» Ефанда, которой после рождения сына Рюрик дал в «вено» город при море «с Ижарою» (Ижорой) . Летописи по-разному датируют рождение Игоря: 861, 864, 865, 875. В «Повести временных лет» сказано, что в 879, когда умирал Рюрик, Игорь был маленьким ребенком, которого отец передал на руки своему родственнику Олегу. А в Новгородской первой летописи младшего извода Игорь при захвате Киева в 882 выступает в роли взрослого зрелого правителя. По «Повести временных лет» в 903 Игорь является «подручным» вел. русского кн. Олега. Там же сообщается о женитьбе Игоря на Ольге, а под 907 говорится, что, когда Олег ходил в поход на Царьград, Игорь был его наместником в Киеве. А новгородский летописец заявляет, что поход на Византию был организован не Олегом, а Игорем. Этот спор, по-видимому, следует решать в пользу киевского, а не новгородского летописца, так как до нас дошли договоры Руси с Византией X в. , а в них великим русским князем назван Олег, а не Игорь. Согласно «Повести временных лет» , Игорь занял великокняжеский стол в 913 после смерти Олега Вещего. Самого Олега летописи "потеряли" с 911 г. Да и смерть Олега от укуса змеи русские летописи тоже датируют по-разному: «Повесть временных лет» — 912, а Новгородская первая летопись младшего извода — 922. Источники внешние, арабские прежде всего приводят информацию о походе Олега, таким образом Олег был похоронен, по одним сведениям, в Киеве на горе Щековице, по другим — в Ладоге, по третьим вообще где-то за морем. Но чтобы с Олегом ни сталось, после 912 г. он не упоминается как князь, речь идет только об Игоре Рюриковиче.
Итак, таковы факты. Теперь аргументы. В Киевской Руси роль князя в значительной мере была номинальной: он был вынужден опираться на дружину плюс влияние вечевых собраний. Никто из рода в отдельности (даже киевский князь) не был верховным собственником земли и не был легитимным наследником (в отличие от феодальных традиций западной Европы) , и было только 3 способа легитимации княжеской власти: приглашение, завоевание и согласие. Киевляне говорили князю Игорю: "Аще кому будет из нас обида, то ты прави". "Наследование" Олегу у Игоря произошло в контексте цивилизованного согласия, что было связано либо с гибелью Олега, либо с его исчезновением (вариант далекого похода и плена, смерть на чужбине). Принцип согласия учитывает двусторонность потестарных отношений, при которых претендент на власть должен получить разрешение общины (киевской громады) на занятие "вакантной должности". По сути, согласие является развитием принципа приглашения. Но в данном случае претендента не надо было искать, а только лишь дать согласие на то, чтобы новым правителем стал ближайший помощник умершего. Чем же обеспечивалось согласие киевлян при занятии престола без борьбы и без приглашения: Игорь правил в Киеве в то время, пока Олег ходил на Константинополь и его власть была, в это время, как бы частью власти Олега и ее продолжением .