Михайловский дворец", построенный в 1826 году, – одно из лучших творений зодчего Росси.
"Ну и подлинно дворец пречудесный, – ни пером описать, ни в сказке сказать", – говорили современники. "Единственный в своем роде и превосходит всё, виденное нами во дворцах других стран", – говорили иностранцы.
Михайловский дворец
Массивная чугунная решетка дворца состоит из длинных пик с позолоченными остриями. Вход во дворец охраняют два льва. В центре дворца – стройные высокие колонны, и они делают его похожим на прекрасные классические здания древней Греции и Рима. Во дворце несколько сот комнат с великолепными дверями и прекрасными паркетами, хрустальными люстрами. Когда-то здесь жила княжеская семья из трех человек. В дни празднеств огромные залы украшали цветами, которые привозили из пригородов на сотнях подвод. Но любоваться красотой дворцовых комнат могли лишь немногие избранные.
Дворец стал музеем русского искусства в 1898 году. Но далеко не все петербуржцы могли посещать музеи: сюда не допускали людей в простой крестьянской одежде или солдатской шинели. Только после революции сокровища русского искусства стали достоянием всего народа.
Створка браслета с изображением 'древа жизни' (в виде хмеля), кентаврообразного существа, зверя с 'процветшим' хвостом. Серебро. Гравировка, чернь, 12 век .
В Государственном Русском музее более трехсот тысяч художественных произведений: это картины, рисунки, скульптура, украшения из золота и серебра, изделия из фарфора, вышивки и так далее. Среди них есть очень древние вещи – их возраст свыше тысячи лет. Таковы широкие браслеты "наручи", громадные серьги – "колты", тонкие, перекрученные спирально обручи – ожерелья.
Все эти украшения были найдены в кладах, зарытых глубоко под землей, или в древних погребениях. Перед войной ученые раскопали фундамент одной из самых старых церквей Киева и там, в подземелье, обнаружили скелеты людей, прятавшихся во время нашествия татар. Среди этих людей находились и мастера-ювелиры: они взяли с собой в убежище и свои изделия и свои инструменты.
Рясны. Золото, эмаль. Вторая половина XI века
Эти старинные художники создавали чудесные вещи. Нередко они украшали свои и изделия "перегородчатой эмалью". В небольшое углубление пластинки напаивали тонкие золотые полоски, а потом в каждую образовавшеюся ячейку насыпали порошок цветной эмали. Пластину обжигали и твердую ровную эмаль шлифовали. Это очень кропотливая работа, требовавшая большого мастерства, – ведь каждая эмаль имела свою температуру плавления. Эти произведения древнерусского искусства с X по XVII век представлены в Русском музее.