Колокольность в музыке
История музыки знает немалое количество творений, без которых музыканты не мыслят себя в искусстве. В отечественной художественной культуре, и, в частности, в музыке одним из уникальных и кардинальных явлений стал образ колокольности, колокольного звона в многоликих его преломлениях.
Колокольный звон – такая же важнейшая составляющая национального культурного наследия, какими являются певческое искусство, древнерусская живопись, зодчество, народные ремёсла. Своеобразие и исключительную ценность искусства колокольных звонов давно была осознана русскими композиторами.
За колокольным звоном на Руси были закреплены различные «пространства» жизни и истории. Колокольный звук воспринимался как «густой», «гулкий», «могучий», «важный», «малиновый», что неоднократно отмечено в художественной литературе.
Широкое распространение колоколов на Руси вызвало в народе и особое отношение к ним. Многочисленные легенды о колоколах и звонах, бытовавших в прошлом, свидетельствуют о той социальной значимости, которые приобрели колокола, став поистине знаковым, глубоко символическим явлением в жизни народа. Колокольные звоны определяли жизненный уклад русского человека. Мощные звуки колокола сзывали народ на вече, под звуки набатного колокола народ поднимался на борьбу с захватчиками, колокольным звоном провожали и встречали полки, кроме того, колокольный звон собирал прихожан на богослужение. Колокольные звоны на Руси символически отразили духовный облик русского народа. В мощных, торжественно-величественных звучаниях колокольного инструментария воплотился и дух народа, его сила, его идеал. Искусство колокольных звонов на Руси зародилось в Древнем Новгороде и там же достигло высочайшего совершенства. Исконно русская традиция звонов путём раскачивания языка, ударяющего о края колокола, что обеспечивало равномерность ударов и давало возможность использовать большие колокола, - позже вошла в церковный обиход Пскова, Ростова и других городов Руси. Для колоколов сооружали специальные звонницы и колокольни. Сами же звоны складывались из звучания различно настроенных колоколов, на которых для каждого случая исполнялись строго определённые мелодические и ритмические последовательности.
Сама же звонная природа колокола, собственно её звуковое начало впоследствии была воссоздана многими композиторами в музыкальном искусстве. Колокольный путь музыкальных звуков очень своеобразен. Просто удивительно, что практически ни один композитор русской школы не прошёл мимо образного мира колокольности. Мы можем найти множество колокольных композиций в отечественной оперной классике, в произведениях кантатно-ораториального, симфонического и вокального жанров. При этом каждый композитор индивидуально воплощает звучание колокола в его единстве статики и динамики, эффектов звуковых волн и «переливчатости». В особенности яркие примеры воссоздания колокольных звучаний представлены в творчестве М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, В. Гаврилина, Г. Свиридова, С. Рахманинова. Для последнего из них колокольность вообще стала некоей «стилевой единицей», воплощающей особый способ композиторского мышления.
Колокольный звон – это совершенно особая музыка. Она заставляет сердце биться сильнее, захватывает дух и чудесным образом затрагивает самые чувствительные струнки человеческой души. Мало какой музыкальный инструмент может похвастаться такой силой звучания как колокол. Кроме этого, колокольный звон обладает целебными свойствами. Поэтому неудивительным кажется тот факт, что помимо своей основной среды обитания, колокола нашли свое место в различных музыкальных произведениях.
В музыке используются как обычные церковные колокола, так и специальные музыкальные колокола. Первым колокольным музыкальным инструментом стал карильон. Карильон – это музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов, настроенных в диапазоне от двух до шести октав. Количество колоколов в карильоне должно быть не меньше 23-х. Карильон появился в Голландии в XV веке, а оттуда распространился в Англию и Бельгию. В Англии была придуман один из основных способов игры на карильоне, который получил название «переменный звон» (Change ringing).