И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.
Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники - Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право - лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и «образованное меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократического строя.
Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.
Крестьянин как полноправный хозяин своего земельного участка, а не член общины представлял бы непосильную для помещика конкуренцию в сельском хозяйстве.
Крепко осевшее на своей частновладельческой земле крестьянство становилось недоступным для проникновения в его среду коллективистских революционных идей.Славянофилы давно твердили, что в крестьянской общине сохранился дух подлинной народности, единения классовых интересов - установление в России социализма.