Первым внешнеполитическим шагом, направленном к осуществлению цели реформирования Российского государства, являлись Азовские походы.
Однако овладение Азовом ещё не обеспечивало морских путей на запад, ибо Керченский пролив и Чёрное море оставались в руках Османской империи. Тем не менее Азовские походы дали толчок новшествам. Была выработана программа постройки крупных военно-морских кораблей. Одновременно с укреплением военной мощи правительство вело и дипломатическую подготовку к предстоящей борьбе.
В 1697 году Россия, Австрия и Венеция заключили наступательный союз против Османской империи сроком на три года. Русская дипломатия намеревалась укрепить этот союз вовлечением в его состав ряда заподноевропейских государств. С этой целью в том же 1697 году за границу было направлено великое посольство во главе с Ф. Л. Лефортом, Ф. А. Головиным и П. Б. Вознициным. В составе многочисленного посольства инкогнито находился царь, а также молодые дворяне (волонтёры), отправленные для обучения военно-морскому делу и кораблестроению. Пётр побывал в Голландии, где одновременно с работой на верфях руководил дипломатическими переговорами, затем отправился в Англию, где пополнял свои знания по кораблестроению. Дипломатическую задачу посольство, однако не выполнило. Морские державы Голландия и Англия остались глухими к предложениям России вследствие заинтересованности в торговле с Турцией, а также потому, что были заняты подготовкой к назревавшему конфликту с Францией за испанское наследство.
На обратном пути Пётр I встретился с польским королём и саксонским курфюрстом
Августом II. Переговоры с ним положили основание Северному союзу против Швеции. К нему присоединилась Дания. Заключение Северного союза означало коренной поворот во внешней политике России - вместо борьбы за выход к южным морям на первый план была поставлена задача овладения побережьем Балтики. В 1699 году был оформлен союз между Россией, Саксонией и Данией. Но Россия не могла проводить активной политики без обеспечения безопасности своих южных границ. Между тем Порта никак не мирилась с потерей Азова и оттягивала заключение мира.
Лишь в 1699 году, когда русский посол Емельян Украинцев прибыл в Константинополь на военном корабле “Крепость”, продемонстрировав военно-морскую мощь России, Османская империя стала более сговорчивой и согласилась на заключение 30-летнего перемирия.