Чичиков Павел Иванович посетил Плюшкина последним, после Собакевича. Внешность этого помещика удивила даже видавшего виды Чичикова. Он долго не мог понять, кто перед ним: "баба или мужик ".
"... если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош... Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ..."
Образ Плюшкина является кульминационным, потому что в нем сконцентрировано все
отрицательное, он стал "прорехой на человечестве".
В сцене купли-продажи выразительно раскрывается характер
Плюшкина: скупость, перешедшая
все границы. Когда Чичиков предложил купить у него мёртвые души, от радости помещик на какое-то мгновение лишается дара
речи. Жадность так его охватила, что он боялся упустить
возможность обогатиться. Гоголь использует интересную метафору: " радость,
так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и
прошла…" Метафора "деревянное лицо" определяет сущность
Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств.
Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и
забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого
Плюшкин не может пережить. "До чего может снизойти человек!" - восклицает автор. У Плюшкина для всей дворни "были одни
только сапоги, которые должны были находиться в сенях". Хозяин хочет угостить Чичикова ликерчиком, в котором раньше были "козявки
и всякая дрянь", а ликер помещался в графинчике, который "был весь в
пыли, как в фуфайке". Этот хозяин не может отличить важного и нужного от мелочей,
полезного от несущественного. Вот и гниет у него в амбарах богатый урожай, а всякий хлам хранится в куче. Впроголодь живут не только крестьяне, но и сам помещик.
Плюшкин продает Чичикову около "200 мертвых душ" - это количество умерших и сбежавших от него крепостных людей за несколько лет.