История создания кантата​

0 голосов
20 просмотров

История создания кантата​


Музыка (38 баллов) | 20 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Состав исполнителей: меццо-сопрано, смешанный хор, симфонический

оркестр.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу

завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на

мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму

1938—1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась очень

непростой. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем

придумывать спайки», — жаловался он близким. Нужно было полностью

переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была

рассчитана на использование электронных средств, применяемых при

записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и

удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме

того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма,

нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического

цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, — «Русь

под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы

во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое

поле» и «Въезд Александра во Псков», — вобрала в себя все лучшее,

что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в

Большом зале Московской консерватории.

Музыка

В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества

Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой

воплощать русские героические образы, проникновенную лирику,

жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает

живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами,

близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений

не мешает зримой конкретности отдельных образов.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог,

вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют

архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко

разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких

инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали,

огромных пространств. В былинной «Песне об Александре Невском»

возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и

было дело на Неве реке»). В части «Крестоносцы во Пскове» впервые

сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими

созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим

хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов

противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность

звучания струнных, воплощающие народное горе. Боевой удалью и

отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские»,

рожденная русской народной песенностью. Центр кантаты — грандиозная

картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину

утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно

нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная

бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит

католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им

противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и

глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских

всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной

катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед). Шестая часть, —

«Мертвое поле», — единственная в кантате сольная ария, которая

имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью

напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический

финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном

колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее.

Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не

бывать врагу» завершает кантату.

Отсюда выбираешь то,что тебе нужно.

(26 баллов)