Сатин – персонаж пьесы Максима Горького "На дне", в которой перед нами предстают несчастные обитатели ночлежки: опустившиеся, пьющие, влачащие жалкое существование, добывающие неправедным путем копейки, смирившиеся со своей отверженностью.
Из уст сорокалетнего Константина Сатина звучат слова о правде, о гуманизме, о гордом призвании человека, достойного лучшей доли, но не имеющего возможности в этом обществе найти применение своим творческим способностям. Речи проникнуты революционным пафосом, в них - сплошные лозунги и афоризмы. Однако эти пламенные слова звучат уже под занавес и никого обмануть в их глашатае уже не могут.
Сатин – не революционер. Бывший телеграфист, потом актер, любящий книги и умные непонятные слова, на 5 лет попал на каторгу. Только не за идею, не за революционную деятельность, а за убийство "подлеца в запальчивости и раздражении" при попытке защитить сестру. Каторга его сломала. Возвратиться в прежнюю жизнь он не смог. Теперь Константин - жулик, шулер и пьяница, на которого с опаской поглядывают прохожие.
Революционер – это человек, беззаветно служащий делу революции, отдающий все силы, способности и жизнь борьбе за свержение существующего и установление нового строя, кажущегося ему справедливым. Он - враг общества, безразличный к его мнению и морали.
Сатин – тоже поставил себя вне общества, вот только из-за индивидуализма и стремления к личной свободе: делать, что хочешь, или ничего не делать, освободив себя от обязанности честно жить и работать. У шулера нет такой цели: бороться против общества и победить. Кажется, у него вообще нет цели в жизни, он катится по наезженной наклонной плоскости. Бывает бит за жульничество в картах, считая это в порядке вещей. Утешается пьянством, выпрашивая пятак у соседа-вора Пепла.
Сатин не любит трудиться. "...Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!.." Какая работа ему нужна и кто должен ее придумать для него – непонятно. Но это явно не профессиональная революционная борьба.
Константин Сатин изрекает гуманную мысль, что человек – "мера всех вещей". Тем не менее конкретных людей, живущих рядом, он не любит и презирает. Его абстрактный гуманизм не для них. Кажется, что он только для себя это придумал, для самооправдания и для обвинения не нравящегося ему мира, где его обидели один раз "и – на всю жизнь сразу".
Никаких намеков на какие-то тайные революционные общества, куда входил бы Сатин, в пьесе нет.
Вывод однозначный: Константин Сатин – не революционер. А все красивые и правильные - "революционные" - слова произносит именно он, так как автор не нашел более подходящего для этой цели персонажа.