Джон Мильтон – поэт и мыслитель 17 века, внесший большой вклад в европейскую и Английскую литературу. Как впоследствии творчеством Джона Мильтона восхищались многие поэты последующих поколений, так сам Мильтон восхищался творениями своих предшественников, в том числе и Шекспира, которому он посвятил свое стихотворение «К Шекспиру».
Он справедливо считал, что Шекспир внес неоценимый вклад в литературу Англии, и сам хотел прославить литературу родной страны, для этого желая написать какое-нибудь эпическое произведение. Еще в студенческие годы он задумал написать глобальное произведение, в котором мог бы описать все свои философские размышления, но поначалу взял тему короля Артура. Однако позже он отказался от этого замысла и переключился на тему об изгнании из рая первых людей. Следует заметить, что и два предыдущих произведения Мильтона были на библейскую тематику, что указывает на большой интерес автора к библейским мифам.
Как уже можно судить из названия «Потерянный рай», речь в этом произведении пойдет о грехопадении Адама и Евы, которых соблазнил Сатана в образе
Змия. Мильтон был вдохновлен предшествующими произведениями на эту тематику таких авторов, как французский поэт Дю Бартас или голландец Гуго Греций. Однако Мильтон привнес в этот древний библейский миф оригинальности, его новое прочтение соответствует нравам времени, в котором он жил.
В этом произведении появляется раздолье для философских и религиозных размышлений автора, он красочно и ярко описывает битвы между вечными соперниками – добром и злом, Богом и Дьяволом, торжествует, описывая победу Бога над силами зла.
Главным героем в этом произведении является сын Бога, царь Вселенной, который защищает Адама и Еву перед Богом-отцом, оставаясь при этом покорным ему, отправляет приспешников Сатаны в ад, создает прекрасный новый мир… В этом герое Мильтон отразил свои взгляды на природу всего мироздания, с его помощью объяснил превосходство Бога над Сатаной. «Потерянный рай» до сих пор привлекает внимание критиков и интересует читателей, поражая своей масштабностью и продуманностью.