Вступление в брак считалось обязательным в Афинах. Платон говорит о законе, который обязывал граждан к браку (“Пир”, 192а). Однако безбрачие не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастье и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению культа предков.
На должность архонта-базилевса и стратегов могли избираться лишь женатые граждане.
В гомеровскую эпоху брак заключался покупкой. Договор куп- ли-продажи невесты заключали между собою отец девушки и ее жених. Отец девушки или лицо, заменявшее ей отца (kyrios), получали от жениха скот и другие ценные предметы (hedna), а отец, в свою очередь, делал подарок жениху (мейлия). Так в “Одиссее” муж Афродиты Гефест требует у Зевса возвращения “гедна”, убедившись в неверности жены.
Брак и позднее сохранил в Афинах следы своего происхождения из договора купли-продажи. Женщина в брачном договоре играет пассивную роль, скорее роль объекта договора, чем стороны. Жених заключает брачный договор не с невестой, а с главою семьи (kyrios), отцом или иным родственником, под опекой которого она состоит. Плата за невесту — “гедна” — продолжает оставаться необходимым условием договора, хотя возможно, что имеет теперь одно лишь символическое значение.
Установление приданого не было обязательным для отца; если же девушку выдавал замуж ее брат, он обязан был дать за нею приданое. Муж управлял имуществом, полученным в качестве приданого, и должен был сохранить его в целости для детей, родившихся в браке.
Различались две формы заключения брака: a) engiesis — обычный договор жениха с kyrios невесты и б) epidikasia — заключение брака перед должностными лицами или перед судом. Последняя форма применялась лишь в некоторых исключительных случаях: при выдаче замуж девушки-наследницы, при выдаче замуж девушки, удочеренной другим лицом, при женитьбе усыновленного.
Афинская семья — семья моногамная. Женщина занимала в ней подчиненное, приниженное положение. Однако в действительности семья была моногамной лишь для женщины. Муж “имел еще часто к своим услугам рабынь, а в период расцвета Афин — широко распространенную проституцию, которой, во всяком случае, покровительствовало государство” (Энгельс). Однако связи мужчин с другими женщинами, кроме жены, не порождали никаких юридических последствий. Сожительство мужа с другой женщиной, вопреки мнению некоторых ученых (Жид, Буерман), не давало законного положения ни этой женщине, ни ее детям.
Личное положение женщины в браке определялось тем, что наряду с властью ее отца или иного kyrios возникает власть над нею ее мужа, так что образуется одновременное действие той и другой власти.
Положение афинской женщины характеризовалось подчинением мужу и ее затворничеством. Моногамная семья выступает у греков, говоря словами Энгельса, “во всей своей суровости”[58]. Женщины жили дома в обособленном помещении, куда мужчинам доступ был запрещен.