Эффектная окраска, привлекательные формы и запахи цветков приманивают насекомых опылителей, которых так называют за то, что они способствуют «свадьбе цветов» .
Около 80% всех видов цветковых растений опыляется насекомыми. В 1793 г. в Берлине вышла в свет книга школьного учителя и натуралиста Конрада Шпренгеля под названием «Раскрытая тайна в строении и опылении цветков» . Шпренгель пришёл к выводу, что красота и аромат цветков необходимы для привлечения насекомых, которые, собирая нектар, попутно переносят и пыльцу.
Сейчас учёным известно, что в ходе эволюции цветок изменялся, всё больше приспосабливаясь к содружеству с насекомыми. Те растения, у которых цветки были мелкими, собрали их в соцветия, чтобы они стали заметнее. Лепестки окрасились в яркие, бросающиеся в глаза тона.
Возник аромат — главное, благодаря чему насекомые издали замечают цветок . Появился нектар — то, ради чего они его посещают. Нектар — это сахарный сироп, часто весьма густой. У особо крупных тропических цветков его выделяется так много, что с пяти-шести цветков можно набрать полный стакан. Но чаще нектар выделяется мелкими капельками, и это не случайно. Чтобы собрать его, насекомому приходится облететь огромное количество цветков, невольно производя опыление. Нектарники обычно расположены так, чтобы, добираясь до них, насекомое неизбежно перемазалось в пыльце. Очень питательна и сама пыльца, которую поедают многие опылители .
Часто на лепестках имеются специальные путеводные знаки (яркие пятнышки, пунктир) для насекомых, показывающие им путь к нектару. Эти «указатели» полностью высвечиваются лишь к моменту созревания пыльцы и нектарников. В цветок без указателей насекомое не пойдёт: у него ещё не дозрела пыльца и нет нектара.
А чем только не оборудуются лепестки для наиболее удобной посадки опылителей! Особыми бугорками, гребнями. Расположившись на такой посадочной площадке, как в кресле, насекомое может со всем комфортом пить сахарный «коктейль» . Но так же часто иные растения устраивают в своих цветках настоящие лабиринты со множеством «приключений» (не всегда приятных) для насекомого-опылителя. Незваных гостей, желающих похитить нектар, могут ожидать и смертельные ловушки: липкие «пояса» на стеблях и цветоножках, к которым насекомые прилипают, как мухи к клейкой бумаге.
Не все цветки хорошо пахнут. Если цветок пахнет гниющим мясом, его будут опылять мухи, питающиеся падалью. В чернозёмной полосе России можно встретить такое растение — кирказон обыкновенный. Его цветок издаёт запах тухлого мяса, что привлекает мелких мух. Для большего сходства с мясом часть лепестков окрашена в грязно-красный цвет. Прельстившись ароматом кирказона, аппетитным на мушиный вкус, насекомое забирается внутрь венчика, похожего по форме на кувшинчик. Изнутри лепестки усажены небольшими щетинками, направленными внутрь. Напившись нектара, муха собирается вылететь из цветка, но обнаруживает, что оказалась в ловушке. Щетинки, не мешавшие мухе войти в цветок, теперь направлены ей навстречу и не пропускают обратно. На несколько дней муха становится пленницей цветка . Впрочем, он словно бы заботится о своей невольнице: она может поедать сочные клетки внутренней поверхности лепестков. Наконец созревают пыльники («мешочки» с пыльцой) , и пыльца высыпается на всех мух, «пойманных» к этому времени растением. Одновременно увядают щетинки, не пропускавшие насекомых наружу, и, обсыпанные пыльцой, они вылетают на свободу — чтобы через час, быть может, угодить в ловушку другого цветка кирказона.