К гидродинамическим авариям относятся аварии, происходящие на гидротехнических сооружениях.
Россия - великая водная держава, занимающая второе место в мире по объемам запасов водных ресурсов. Строительство гидротехнических сооружений (гидроэлектростанции, дамбы, водохранилища, шлюзы и т.п.) в нашей стране велось издавна, но наибольшее свое развитие получило в Советский период.
Первое гидротехническое строительство в России началось в период реформ Петра I. В 1703 г. была построена Вышневолоцкая водная система, которая соединила Каспийское и Балтийское моря. Целью ее строительства было снабжение Санкт-Петербурга продовольствием и другими товарами, поставляемыми из центральной России.
В Советское время строительство гидросооружений получило свое широчайшее развитие при возведении гидроэлектростанций (далее - ГЭС). На крупнейших реках: Волга, Кама, Ангара, Енисей и др. были построены целые каскады ГЭС, вырабатывающие электроэнергию, которой хватало на обеспечение нескольких регионов страны.
Под воздействием водного потока, колебаний температуры, льдов, наносов, статических и гидродинамических нагрузок происходит износ механизмов и несущих конструкций гидротехнических сооружений, вследствие чего со временем растет вероятность разрушения того или иного сооружения и затопления водой прилегающей территории со смывом плодородных почв или образованием наносов на обширных территориях. На затопленных территориях частично или полностью нарушаются условия жизнедеятельности населения, под мощными волнами прорыва гибнут люди и животные.