Олицетворение подталкивает к тому, чтобы цветок вызвал у нас ассоциации с человеком. Ведь каждый в жизни сталкивается с различными трудностями, которые преодолеть в одиночестве очень нелегко. Платонов призывает запастись терпением, не падать духом, бороться за жизнь и счастье, преодолевать преграды. Это такие олицетворения, как «жил на свете маленький цветок», «рождались цветы и травы», «семена умирали», «семечко приютилось», «начал жить маленький цветок», «цветок все жил и жил», «принес ветер», «цветок… сторожил росу и собирал ее по каплям», «он [цветок] трудился день и ночь», «он [цветок] вырастил свои листья», «[цветок] превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок радовался», «ветер подолгу не приходил», «цветок не хотел жить печально, поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал», «он постоянно старался расти», «корни его глодали голый, «[цветок] все грустил по своей матери», «он [цветок] так дышит», «[цветок] он умер».
Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов: «маленький – никто – на земле». Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает чувство жалости к одинокому живому существу. Для усиления этого впечатления Платонов использует эпитеты: мрачные, отталкивающие – в описании пустыря («мертвая глина», «старые серые камни», «голый каменный пустырь», «черной доброй земле», «с черной тучной земли») и радужные – в описании цветка («живым мерцающим огнем», «тихий запах»)
«Неизвестный цветок»
А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.