Ребята спасайте нужно подготовить доклад ** тему «Правила речевого этикета»

0 голосов
41 просмотров

Ребята спасайте нужно подготовить доклад на тему «Правила речевого этикета»


Русский язык (90 баллов) | 41 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Правила речевого этикета .

Определение .

Речевой этикет – устойчивая система общения, приписывающая обществу правила установления речевой связи для поддержания общения в определенной тональности соответственно социальным статусам, ролям и позициям, окружающей обстановке.

В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы). В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле. Функциональный тип вежливой модели поведения: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.

Богатство синонимических рядов единиц речевого этикета обусловлено вступлением в контакт разных по социальным признакам коммуникантов при разных социальных взаимодействиях.

Факторы, учитываемые в речевом этикете:

Прагматический, единицей этикета, при котором выступает речевой акт, учитывающий принцип вежливости и сотрудничества.

Лингвистический, дифференцирует единицу этикета как слово, фразу, верно произнесенное с точки зрения языка

Стилистический фактор разграничивает формы общения среди публики, поколений, партнеров и пр.

Культурологический, рассматривает речевой этикет как неотъемлемую часть народной культуры и норм поведения, присущих данной территориальной общности.

Выделяется два вида правил общения:

Запрещающие – правила поведения в закрытой системе коммуникации (в организации, в семье, в коллективе и др.).

Рекомендательные – правила речевого общения в открытой системе коммуникации (в обществе, на культурных мероприятиях и др.). При этом к культуре речевого поведения формируются требования, запреты и рекомендации.

Речевые требования включают:

Правильность и чистоту произношения в соответствии с литературными нормами языка.

Точность речи в терминологии и профессионализмах.

Уместность речи в выборе тона и стиля коммуникации

Коммуникативность и целесообразность не допуская грубости, бестактности и не четкого произношения.

Этику общения с учетом правил обращения, согласия и похвалы.

Речевые запреты, позволяющие избежать конфликтной ситуации и наладить комфортность общения включают:

Запрет на тональность (пренебрежение, сюсюкание).

Запрет на выражения (грубые, оскорбляющие).

Запрет на жесты (устрашение, обида).

Запрет на голос (заикание, неразборчивость).

Основные заповеди успешного и продуктивного общения, основные положения речевого этикета:

Избегайте многословия и речевого однообразия.

Говорите просто, понятно, доступно.

Знайте, зачем и о чем говорить.

Умейте находить общий язык с каждым человеком.

Вежливость – основа успеха в любой сфере жизнедеятельности человека.

Умейте слушать.

Частные случаи применения правил этикета:

Установление контакта связанно с этичным и добрым обращением к окружающим. Основным словом а данном случае должно быть «здравствуйте», «приветствую», «добрый день/утро/вечер». Для привлечения внимания допускается использование фраз: «позвольте обратиться», «извините» и др.

Обращение к оппоненту.

Более уместным в настоящее время считается обращение по имени и отчеству, занимаемой должности. Не допускается указание на личностные характеристики коммуниканта – его пол, возраст, веру и прочие.

Завершение контакта должно оставлять о повествующем положи-тельное впечатление. Считается важным не только вежливо попрощаться, но и оставить слова благодарности, теплую атмосферу дальнейшего сотрудничества или диалога.

(94 баллов)