Версии отстранения от власти и ссылки МеншиковаОтветьте пожалуйста, срочно надо♡​

0 голосов
290 просмотров

Версии отстранения от власти и ссылки МеншиковаОтветьте пожалуйста, срочно надо♡​


История (199 баллов) | 290 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Согласно завещанию Екатерины I, внук Петра I Пётр Алексеевич в 11-летнем возрасте становился российским императором, но при этом, в соответствии с требованиями завещания, ему необходимо было жениться на дочери Меншикова Марии Александровне. Группу влиятельных дворян, способствовавшую возведению Екатерины Алексеевны на престол в 1725 году, напугало, что Меншиков намеревался породниться с царской семьёй. Екатерина Первая за несколько часов до смерти 6 мая 1727 года поддалась на уговоры Меншикова и из последних сил подписала указ о ссылке обвинённых в заговоре царедворцев в Сибирь.

Регентом при малолетнем императоре был назначен Верховный тайный совет, так что у Меншикова не было никакой официальной должности, которая подкрепляла бы его права на управление государством, однако поначалу, сразу же после воцарения Петра Второго Меншикову принадлежала фактически неограниченная власть при решении ряда вопросов.

4 июня 1727 года Меншиков обручил Петра II со своей дочерью Марией, что вызвало несогласие отдельных царедворцев, однако мало кто осмеливался высказать свой протест.

Через какое-то время влияние Меншикова на подрастающего Петра начало ослабевать. Во многом это было связано с тем, что из монастыря была возвращена бабушка Петра II Евдокия Лопухина, первая супруга Петра I, которая, помня, как с помощью Меншикова она была пострижена в монахини, начала настраивать своего внука против временщика. Всё чаще Голицыны и Долгорукие имели возможность встречаться с Петром и настраивать его против Меншикова. Однако в июне 1727 года Меншиков заболел и по состоянию здоровья вынужден был временно перестать принимать активное участие в делах государственного управления.

Сам Пётр во время лихорадки Меншикова, больше времени стал проводить в компании своей сестры Наталии, а также привязался к своей тёте Елизавете, дочери Петра Великого. В таких условиях Пётр II начинал испытывать более стойкую неприязнь к Меншикову, почувствовав отсутствие контроля с его стороны.

Заговорщики (в первую очередь Долгоруковы и примыкавший к ним Остерман) планировали воспользоваться личным недовольством Петра Меншиковым. Они оказывали на Петра Второго психоэмоциональное воздействие, постепенно настраивая его против временщика. Вместе с тем ещё раньше недругами Меншикова была предпринята кампания по дискредитации временщика. Таким образом, заговорщики не только настраивали императора против Меншикова, но и формировали общественное мнение, подготавливая его к свержению регента. В частности, среди дворян и гвардейцев активно циркулировали инспирированные кем-то слухи о всевозможных злоупотреблениях Меншикова, а в особенности кем-то была пущена сплетня о якобы существовавшем письме Меншикова к прусскому королю Фридриху Вильгельму I, в котором он просил дать ему взаймы 10 миллионов рублей с предложением вернуть потом вдвое большую сумму при условии, что Меншиков завладеет контролем над российским престолом. Также появились непонятные слухи о том, что Меншиков и герцог Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский заставили цесаревну Елизавету подписать завещание вместо матери. Эти слухи распространялись в кругах столичной знати, однако, скорее всего, не имели под собой объективных оснований.

После того, как Меншиков выздоровел, он обнаружил, что практически окончательно утратил влияние на молодого Петра II. Меншиков обнаружил, что характер императора изменился в худшую сторону и что совершенно забросивший учёбу Пётр Второй предаётся излишествам и праздности. Он попытался исправить дело строгостью, но тем самым ещё сильнее настроил против себя императора.

По одной из версий, незадолго до окончательной опалы Меншиков решается на хитрый шаг и подаёт Петру прошение об отставке, искренне полагая, что император будет просить его остаться, однако этого не произошло. Наоборот, под влиянием Долгоруких, завладевших личностью Петра, была инициирована особая комиссия по расследованию финансов Меншикова, которая обнаружила ряд серьёзных нарушений. В итоге Меншиков был отстранён от власти бескровным путём. Фактическим днём дворцового переворота можно считать 7 сентября 1727 года, когда Пётр Второй официально уведомил Верховный совет и гвардию, что только он теперь будет отправлять им указания и предписания. 9 сентября Пётр, находившийся в психологической зависимости от партии противников Меншикова, подписывает указ о его ссылке в Берёзов. Всё имущество временщика, включая 100 000 душ крепостных, было конфисковано. Он был лишён всех чинов и полномочий и отправлен в Берёзов с семьёй. Вскоре большинство в Верховном тайном совете приобрели княжеские роды Голициных и Долгоруковых, отрицательно относившихся к Меншикову как к выходцу из недворянских кругов. В итоге регентские полномочия Верхнего тайного совета были ликвидированы, а император Пётр II 19 сентября провозгласил себя императором с неограниченными полномочиями и в этот же день публично расторг свою помолвку с дочерью Меншикова - Марией.

(22 баллов)