В тысяча девятьсот сорок пятом году Абылхан Кастеев создал картину «Портрет юного Абая». На ней изображен четырнадцатилетний Абай с томиком восточной поэзии в руке. Томик звезд Востока в руке начинающего поэта носил символический характер. Он учился у них, продолжил их традиции.
Спустя годы Абылхан пишет картину «Абай на жайляу». Здесь уже мы видим зрелого поэта и мыслителя. Внимательный взор, направленный на зрителя, непринужденная посадка, легко накинутое на плечи светлое одеяние. А в руке – вновь поэтический томик, на этот раз – пушкинский. За спиною Абая – родной аул, несколько юрт с хлопочущими возле них земляками, панорама безбрежной степи. Тут всё также символично. Пейзаж безмолвно повествует о том, что Абай рожден и вдохновлен степью, крепко-накрепко связан с нею и живущим на ее просторах простым, душевным народом. Сборник стихов Пушкина – это прямое указание на еще один источник, питавший абаевскую музу: русскую, а через нее и западноевропейскую поэзию.
Абылхан Кастеев много сделал для того, чтобы образ великого Абая дошел до нас во всей живописной полноте и наглядности.