Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847), русский художник периода романтизма русского искусства, писал портреты своих выдающихся современников, первым из художников обратил внимание на жизнь крестьян как на объект живописания. Алексей Гаврилович основал венецианову школу, в которую вошли художники, привлечённые «крестьянским» жанром. Образы крестьян в работах Венецианова были написаны в романтическом ключе, несколько приукрашены, но именно картины в «крестьянском» жанре принесли ему известность.
Самые знаменитые из них — «На пашне. Весна», «Жнецы», «Захарка», «Девушка в платке», «Спящий пастушок». Лица крестьян, занятых простым трудом, в картинах Венецианова очень живы, искренни, полны чувств, и уже более двухсот лет привлекательны для людей работы этого живописца.
«Захарка» (1825) — портрет крестьянского мальчика лет двенадцати. Он изображён по плечи, с левого бока, голова — в полуобороте к зрителю. Этот мальчик не плод воображения художника, он писан с реального Захарки, сына крестьянина Федула Степанова. Алексей Гаврилович относился с интересом и уважением к жизни крестьян, полной труда, справедливо полагая, что простые труженики дают в этом мире всему начало.
Захарка в свои двенадцать лет выглядит самостоятельным пареньком. У него серьёзный, выразительный взгляд, но ещё по-детски припухлое лицо. В юном отроке уже видна крестьянская обстоятельность: это небольшой ещё мужичок с навыками необходимой в деревенском быту работы. На нём зимняя одежда, шапка немного великовата, на правом плече лежит топор, кистью в рукавице мальчик обхватил топорище. Вид у паренька деловитый.
Захарка — здоровый мальчуган с румянцем во всю щеку. Из-под шапки торчат его русые вьющие волосы, нос — картошкой, губы — полные, добрые. Он слегка насупил отчётливые, темнеющие на лице брови, для важности, придавая себе взрослость. Чувствуется, что Захарка — первый помощник в доме. В то же время легко представить его катающимся на салазках с ребятами, играющим в бабки в праздничные дни.
В этом симпатичном образе, думается, художник хотел изобразить достоинство юного труженика, отразить в лице мальчика гармоничность его здоровой жизни, далёкой от паразитического существования. В крестьянских семьях детей рано, лет с пяти, приучали к труду, этого требовали условия жизни. Лишало ли их это детства? Скорее, оно не было беззаботным, чувство ответственности появлялось рано. Зато не было проблем переходного возраста барчуков и современных подростков.
Венецианов сумел показать во взгляде мальчика нечто такое, что притягивает зрителя. В глазах Захарки затаились какие-то свои переживания, соображения. Современников художника этот портрет не мог не навести на мысль о несправедливости крепостной зависимости крестьян, наделённых разумом и чувствами не менее, чем их господа.