Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин,
выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету
одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими
представителями этой среды. Это прослеживается в таких произведениях
поэта, как “Дубровский”, “Евгений Онегин”, характерно это и для повести
“Капитанская дочка”.
К лучшим представителям дворянства в этой
повести можно отнести Петра Гринева. Детство и образование Петруши ничем
не отличалось от детства и образования таких же, как он, провинциальных
дворянских детей: “С пятилетнего возраста отдан я был на руки
стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки.
Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог
очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка
нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе
с годовым запасом вина и прованского масла”.
По исполнении
семнадцати лет отец отправляет Петра защищать отечество, служить
императрице. Наблюдая за Петром Гриневым в это время, с уверенностью
можно сказать, что юноше уже знакомы понятия “честь и благородство”: он
одаривает заячьим тулупчиком “вожатого” и отдает, вместо того чтобы
отговориться неплатежеспособностью, проигранные деньги едва знакомому
офицеру. В Белогорской крепости Петр Гринев увлекается писанием стихов и
влюбляется в Машу Миронову. Благородство и смелость этого человека
проявляется и в эпизоде с дуэлью. Он считает, что лучше умереть, чем
позволить Швабрину порочить имя возлюбленной. С приходом в Белогорскую
крепость Пугачева Гринев остается самим собой: он отказывается принять
присягу Пугачеву на том основании, что дал уже слово служить
императрице, и как настоящий дворянин это слово не может нарушить. Узнав
о том, что Маша Миронова в плену у негодяя Швабрина, Гринев, не
раздумывая о последствиях, бросается ей на выручку.
Однако,
настраивая нас на восприятие Петра Гринева как положительного героя,
Пушкин не стремится идеализировать его. Как и его отец, молодой Гринев,
несмотря на доброе отношение свое к Савельичу, воспринимает его все же
как слугу, о чем часто ему напоминает; “...подавай сюда деньги или я
тебя взашей прогоню” или: “Молчи, хрыч! Ты, верно, пьян, пошел спать... и
уложи меня”. Когда я читал повесть, мысль о том, что Гринев сочувствует
иным простым людям, кроме Пугачева, которому он был многим обязан, мне
не приходила в голову. Он с удовольствием, как и все дворяне,
пользовался привилегиями своего сословия и мало задумывался о
несправедливостях крепостного права, делающего одного человека рабом и
слугой другого. Конечно, это равнодушие юного Гринева можно
списать
на его молодость: первая любовь, обостренное чувство благородства, но, с
другой стороны, — примерно в таком возрасте Пушкин написал “Деревню”, в
которой гневно обличает несправедливость по отношению к угнетенному
народу. Но если учесть, что Пушкин — гений, самый лучший из
представителей своего сословия, то легко смириться с мыслью, что Гринев
все же тоже не из последних.
Еще отчетливее это станет понятно,
если противопоставить Гриневу другого дворянина, причем более
образованного, — Швабрина. Для Швабрина нет ничего святого. В отличие от
Гринева он корыстолюбив, мстителен, легок на измену и предательство,
честь и благородство этому человеку не знакомы: для него ничего не стоит
унизить женщину, даже любимую, Швабрин служит тем, с кем ему выгодно.
Гринев
и Швабрин — одного поля ягоды, только солнце на них светило по-разному:
Гриневу его было достаточно, а Швабрин, вероятнее всего, рос в тени.
Родители Гринева были хоть и помещиками, но людьми добросердечными и
благородными, окружение Швабрина нам неизвестно, возможно, причина в
этом... Как бы то ни было, но не согласиться с тем, что Гринев — лучший
из представителей дворянства, невозможно.
Беру!