1
В дискуссию "В поисках сложного человека", открытую на страницах "РГ" статьей Даниила Дондурея и Кирилла Серебренникова, вступают композиторы, поднимающие проблемы состояния современной музыки в России, причин ее "разрыва" с концертной аудиторией, особенностей ее продвижения на музыкальном рынке.
В стране и за рубежом творят сотни российских композиторов, но сколько их сочинений слышит публика? Композиторы видят причину в отсутствии системной государственной политики в области современного искусства. Эту позицию формулируют участники группы "Сопротивление материала" Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Борис Филановский и руководитель ТПО "Композитор" Петр Поспелов.
"Современная музыка вытеснена на задворки империи. Она ведет маргинальное существование за скобками, за пределами того, что мы называем "филармонической жизнью", - такой увидел музыкальную ситуацию в России главный дирижер Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский.
В самом деле, исполнители с именем, любимые публикой, еще могут позволить себе играть современную музыку для полного зала в две тысячи человек (случаи Юрия Башмета, Валерия Гергиева, Теодора Курентзиса). Иногда и другие руководители оркестров или видные солисты, повинуясь творческому порыву, включают сочинение современного композитора в программу своего планового концерта. Это вроде бы самый лучший вариант. Однако если классику можно играть бесплатно, то новую музыку - нет. Инициатива музыкантов нередко натыкается на нежелание администрации концертного зала делать отчисления в авторское общество за исполнение современной музыки.