Подготовка к выступлению
Холман вспоминает спикера, который запомнился ему на всю жизнь:
Несколько лет назад я был на конференции. Организаторы пригласили на неё профессионального сторителлера. Он не сказал ни слова по теме конференции, но вся аудитория была настолько вовлечена в его беседу, что это и не было нужно.
Люди, умеющие рассказывать истории, овладевают этим навыком с помощью повторения одних и тех же фраз. Вспомните своего любимого стендапера. Скорее всего, после того как он сказал особо удачную шутку, он упомянет о ней позже. Такой метод позволяет ему добиться более сильной связи с аудиторией.
Немаловажно также подводить итоги каждой секции своего выступления. Этим методом пользовался Стив Джобс на всех конференциях Apple. Он высказывал основные мысли, затем развёрнуто пояснял их, а после, в конце секции, делал краткое резюме по теме своего выступления.
План выступления
Если у вас есть идея для презентации, это лишь начало. Превратить идею в целую речь не так просто. Лучше всего начать с плана. Причём двигаться от большего к меньшему. К примеру, вы собираетесь сделать презентацию о рок-музыке 70-х. Сначала нужно составить общий план:
Вступление.
Первая часть: культура 70-х.
Вторая часть: почему общество выбрало именно эти музыкальные стили.
Третья часть: лучшие представители рок-музыки 70-х.
Заключение.
Составив общий план, можно переходить к подпунктам, объясняя каждый пункт более подробно:
Вступление.
Первая часть: культура 70-х.
а) Общество хиппи и его принципы.
б) Развитие психоделического рока из-за популяризации хиппи.
И так далее. Продвигаясь от большего к меньшему, вы сможете последовательно объяснять каждый пункт и не забывать про детали. Не делайте пункты слишком большими — они должны наводить на мысль о теме, но не пояснять её.
Не исключено, что у вас не получится вместить в речь все пункты плана, зато, создав план, вы ясно выразите свои мысли и поймёте, как превратить идею в презентацию.
Слайды
По словам Холмана, он видел спикеров, которые умещали в получасовую речь несколько сотен слайдов. Также он видел и тех, кто обходился без единого слайда. И тот и другой случай — примеры плохих презентаций. В первом случае слушатели не запомнят малой доли полученной информации, во втором — не могут подкрепить услышанные слова зрительной информацией.
Идеального количества слайдов для презентации не существует. Их число зависит от того, как вы подаёте информацию.
Лучший способ понять оптимальное количество слайдов — выступить несколько раз. Некоторым достаточно, чтобы на слайде было лишь несколько слов, и спикер может продолжить раскрывать тему. Другим же нужно больше информации.
Количество слайдов также зависит от темы презентации. Если она связана, например, с IT, слайдов должно быть больше; если она больше похожа на историю, можно обойтись меньшим количеством.
Паузы в речи
Ещё один трюк, который любил использовать Джобс. Задавая вопрос, перед ответом на него он делал небольшую паузу. Для спикера это достаточно неловко, ведь в аудитории повисает тишина, но зато очень эффективно. Вы заставляете аудиторию считать, что вы обдумываете ответ на вопрос в реальном времени, а не подготовили его заранее.
Паузы также хороши перед переходом к следующему пункту беседы. Длина паузы — 3–5 секунд. Если вам чересчур неловко молчать, обманите сами себя и сделайте глоток воды.
Анимация переходов между слайдами
Не вздумайте.
Лучшие программы для создания презентации
Не нужно усердствовать с поиском программы. Если вы пользуетесь Windows, выбирайте PowerPoint, если OS X, то Keynote. Альтернативы есть, но рассчитаны на тех, кто планирует сложную презентацию. К примеру, Showoff позволяет создавать слайды с помощью Markdown, JavaScript и CSS.
Как бороться с нервами
Вы будете нервничать, даже выступая в десятый или двадцатый раз. Но продолжительность этого состояния будет уменьшаться. По словам Холмана, во время своего первого выступления он был не в себе от начала и до конца презентации. Выступая в следующий раз, он нервничал не так долго, а затем всё меньше и меньше.
Ещё один способ бороться с нервами — делать тестовое выступление перед сотрудниками. Причём условия должны быть максимально приближенными к настоящим. Если вы запнётесь или забудете фразу, ваши сотрудники смогут вас подбодрить.