Авторская позиция в романе выражена косвенно. Формально автор-повествователь в романе-— молодой путешествующий офицер, встречающий Максима Максимыча, передающий его рассказ о Печорине («Бэла»), затем рассказывающий о случайной встрече Максима Максимыча с Печориным («Максим Максимыч»). Однако суждения автора-повествователя лишь отчасти совпадают с позицией самого писателя, который, стремясь к максимальной объективности, словно «растворён» в тексте произведения. Рассказчика и писателя объединяют восторженное отношение к природе, увлечение литературой, желание и умение анализировать (в этом с ними схож Печорин). Однако если М. Ю. Лермонтова живо волнует проблема трагической разобщённости, он остро переживает трудности своего поколения (и судья, и свидетель), то автор-повествователь весьма хладнокровно и безучастно вверяет дневники Печорина читателям, радуясь известию о смерти героя как возможности опубликовать его записки. Ему, несомненно, интересны эпизоды из жизни Печорина, раскрывающие его сущность («история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»), но создаётся впечатление, что он не принимает всё происходившее с героем близко к сердцу, отстранённо взирая на проблемы, с которыми сталкивается всё поколение в целом.
Следует отметить, что главная проблема, которая волновала писателя и которой подчинены все компоненты лермонтовского романа, и прежде всего композиция, — изображение Печорина. В каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман — это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В «Бэле» и «Максим Максимыче» дан внешний рисунок характера Печорина. «Журнал Печорина», куда входят три повести — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», — яркий психологический автопортрет героя.
Необычность лермонтовского романа в том, что автор отказался от последовательного рассказа о судьбе Печорина, а значит, отверг традиционный для романа-«биографии», свойственной романтическому направлению в литературе, хроникальный сюжет.