1)Географическое положение Спартанского государства.
Учитель сообщает первый вопрос плана урока: «Географическое
положение Спартанского государства», совмещая рассказ с показом на исторической карте.
Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе области Мессению и Лаконику.
Учитель дает слово ученику, которому было дано опережающее задание: Колесникова Мария нам подготовила нам сообщение миф об острове Пелопонес, давайте ее внимательно послушаем:
Сообщение ученика - Миф о Пелопсе
Очень давно, задолго до Троянской войны, знатный юноша по имени Пелопс бежал спасаясь от врагов, из своего родного города. Он нашел приют у могучего царя Эномая, правившего в Южной Греции. Однажды Пелопс увидел дочь Эномая – прекрасную Гипподамию – и полюбил ее. Но царь не желал отдавать дочь замуж: ему было предсказано, что он погибнет от руки ее мужа.
Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязании на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было равного ему в искусстве управлять лошадьми. Многие женихи принимали вызов Эномая, каждому разрешал он тронуться в путь раньше себя, потом настигал их на своих резвых конях и поражал сзади острым копьем. Головы погибших женихов были прибиты к дверям дворца Эномая.
Понял Пелопс, что только хитростью удастся ему победить жестокого царя. Обещал он богатые подарки слуге царя, прося не вставлять чеки (Чека - небольшой стержень, гвоздь, с помощью которого колесо закрепляется на оси) в ось, чтобы соскочили колеса с колесницы Эномая во время погони. И вот состязание началось. Бешено мчатся обе колесницы, чувствует Пелопс за спиной горячее дыхание коней Эномая, уже видит, оглянувшись, как царь замахнулся копьем... Тут колеса соскочили с оси, грохнулся оземь Эномай и разбился насмерть.
Пелопс взял в жены Гипподамию и завладел царством Эномая. С тех пор, по преданию, Южная Греция стала называться Пелопоннес.
Учитель интересуется все ли понятно ученикам, ученики отвечают.
2)Спартанцы и илоты.
При рассмотрении второго пункта плана «Спартанцы и илоты» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, определение илоты записать в тетрадь, а также подумать, что нужно занести в таблицу.
1. Кого называли илотами? Записать в тетрадь(Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.)
2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)
3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству), (Приложение 2)
Линии сравнения
Афины
Спарта
Население
Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).
рабы-илоты (жители Греции) и спартанц