«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина ...»- самое начало романа, эпизод появления Берлиоза и Бездомного на Патриарших.
Если пейзаж в романе Мастера о Понтии Пилате символизирует преступление, совершившееся в Иудее, - казнь невинного Иешуа, то в современной Москве ничего не предвещает несчастья, не насыщен гневом, протестом против несправедливости. Он подчёркивает мысль писателя о том, что тёмные силы властвуют повсюду и тьма одерживает победу над светом, поглощая город. И это вечный закон жизни.
Если проще говоря,то когда в Ершлаиме тучи, то они есть и в Москве(автор типо показывает,что эти два мира объединены, они не существую отдельно друг от друга)
Образ гибнущего мира изображается Булгаковым через ущербное солнце, до половины отрезанное солнце — безнравственность человеческой души, жаждущей денег, власти и наслаждений, а режущий глаза свет и нестерпимый зной — гибель мира!
Роман начинается ярким солнечным закатом, а заканчивается широкой лунной дорожкой. Лунный свет — свет надежды и покоя - "Луна властвует и играет, луна танцует и шалит».