Находясь в монастыре, Мцыри томился от одиночества. Он не находил ни одной родственной души, с кем он мог поговорить, кому мог открыться. Монастырь превратился для него в тюрьму. Все это подтолкнуло его на побег. Он хочет убежать от людской жизни и спастись в объятиях природы.
Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него стенами монастыря. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину. Красота, великолепие Кавказа ослепляет Мцыри. Он сохраняет в памяти «пышные поля, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом» , «горные хребты, причудливые, как мечты» . Эти картины всколыхнули в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Пейзаж в поэме составляет не только фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер и становится одним из способов создания образа. О характере Мцыри можно судить по тому, как он описывает природу. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы. Его совершенно не пугают опасности, которые таятся в ней.
Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о его душевной широте.
Восприятие пейзажа усиливается благодаря красочным эпитетам, которые использует Мцыри в своем рассказе («сердитый вал» , «сонные цветы» , «горящая бездна») . Эмоциональность образов усиливается с помощью необычных сравнений. Например, деревья на холме напоминают ему «братьев в пляске круговой» . Этот образ как будто навеян воспоминаниями о родных, о родном ауле.
Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом. Он мечтал о битве с достойным соперником. Барс и стал для него этим противником. В этом эпизоде раскрылось бесстрашие Мцыри, жажда борьбы, презрение к смерти.
Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.
Своеобразие образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты человека-горца. Белинский назвал Мцыри «огненной душой» , «исполинской натурой» , «любимым идеалом поэта» . Романтический образ Мцыри в этой повести продолжает пробуждать в людях стремление к действию, боренью.