В число нетленных образцов героического эпоса народов мира входят «Алпамыс», «Қобыланды», любимые в казахском народе социально-бытовые эпические поэмы — «Қозы Қорпеш — Баян сулу», «Қыз Жибек», более поздние сюжеты — «Айман — Шолпан», «Күлше-қыз», «Мақпал-қыз». Из фольклора письменная литература обильно черпала идеи, художественные образы. В 9-12 веках с развитием устного народного творчества и письменной литературы формируются первые понятия об образности, художественном, воспитательном значении искусства слова. Словарь «Дивани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари — яркое свидетельство культурного уровня тюркских народов в 11 веке. Несмотря на лингвистический характер, словарь считается и литературно-историческим и этнографическим сборником. В нем несколько сот стихотворных строк, десятки пословиц, поговорок, мудрых крылатых выражений. Дастан «Кутадгу билиг» (дидактическое произведение «Благодатное знание») — свод мудрых советов, наставлений Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни, одного из высокообразованных тюркских поэтов и писателей. Дастан связывает литературу с устной поэзией. Диалог сочетается с формой айтыса. Казахские жырау обогатили древнетюркскую письменную поэзию темами, жанрами, продолжили философско-дидактические традиции, внесли патриотические мотивы, признаки реалистического изображения. Первыми видными представител