Ответ:В «Вишневом саде» Чехова дворянство представлено двумя главными персонажами — разорившимися помещиками Любовью Андреевной Раневской и ее братом Леонидом Андреевичем Гаевым. Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому классу. Один из рецензентов спектакля утверждал, что в «Вишневом саде» поставлен «памятник над могилой симпатичных белоручек, орхидей, отцветших за чужим гробом» , причем «вялое покорство и кроткость их наполняет сердце ужасом и жалостью» . Другой критик полагал, что Чехов смог глубже всех заглянуть «в психику, порождающую эту практическую несостоятельность и беспомощность» . Действительно, и Раневская, и Гаев ни к какому практическому делу органически неспособны. Любовь Андреевна всю жизнь пытается прожить, оставаясь в счастливом детстве. Неслучайно первая же ремарка пьесы: «Комната, которая до сих пор называется детскою» , Раневская признается в своей любви к этой комнате: «Детская, милая моя, прекрасная комната.. . Я тут спала, когда была маленькой.. . (Плачет. ) И теперь я как маленькая... » Гаев же откровенно смешон в своих попытках жить так, будто ничего не переменилось, будто не проел он на леденцах состояние. Говорит он почти всегда невпопад, произносит бессмысленные бильярдные термины, напоминающие времена его веселой молодости. У брата и сестры все уже в прошлом. Но Гаев и Раневская все-таки чем-то нам симпатичны. Они способны чувствовать красоту, и сам вишневый сад воспринимают главным образом эстетически, а не утилитарно — как источник ягод, которые можно использовать в пищу или продать, либо как большой участок земли, имеющий опять-таки коммерческую ценность. А вот новый владелец вишневого сада купец Ермолай Алексеевич Лопахин, предки которого были крепостными у предков Раневской и Гаева, смотрит на новое приобретение сугубо практически. Он решает, надо вырубить и землю пустить в аренду под дачные участки. В Лопахине привлекает стремление к преобразованию окружающей действительности. Он способен осуществлять масштабные проекты. Но к природе Ермолай Алексеевич равнодушен. Он убеждает Раневскую: «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» . Аргумент Гаева, что про уникальный вишневый сад упоминается даже в «Энциклопедическом словаре» , на Лопахина не действует.
Раневскую и Гаева уже нельзя отнести к длинной череде «лишних людей» в русской литературе. Ведь они, в сущности, ничем не озабочены, не мучаются ни над проблемами бытия, ни вопросом о своем месте в жизни. Любовь Андреевна — человек добрый, но беспомощный. Ее брат — тоже беспомощный, но вряд ли добрый, о чем свидетельствует его издевательство над людьми из простонародья. Раневская все время думает о детстве, об умерших родителях. В воспоминаниях она находит прибежище от неприятностей, которые несет настоящее. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия. Однако сочувствия Леонид Андреевич не вызывает — слишком уж Глуп и бездушен. Раневская же вызывает не только жалость, но и сочувствие. Она искренне хочет делать добро людям, но у нее это плохо получается. И неспособность Любови Андреевны добиться проведения в жизнь каких-то гуманных поступков приводит к трагедии. Она так и не проверила, отправили ли заболевшего Фирса в больницу. В результате несчастного старика оставили в заколоченном барском доме почти на верную смерть.
Объяснение: