Активизация контактов немецких оккупационных властей с деятелями БНР обеспокоила сторонников советской системы власти в Беларуси. В апреле-мае 1918 г. при поддержке белорусских секций РКП(б) и созданного при народном комиссариате по делам национальностей РСФСР Белорусского национального комиссариата на территории Беларуси, не подвергшейся немецкой оккупации, были проведены собрания, конференции и митинги, на которых «трудящееся население» уездов, городов и деревень высказывалось за сохранение Беларуси в составе РСФСР. В то же время реальная власть в крае оставалась в руках оккупационных властей. Белорусы не получили разрешения на создание национальных вооруженных сил и полиции, эффективной системы власти на местах, финансовой системы. Соответствующие ограничения в сочетании с жесткостью немецкого оккупационного режима, который сопровождался массовым вывозом в Германию не только материальных ценностей, лесных богатств, продовольствия, но и населения Беларуси, снижали популярность учреждений БНР и самой идеи белорусской государственности в глазах масс.
В августе 1918 г. ситуация в Беларуси вновь стала меняться. Испытывая
трудности на Западном фронте, руководство Германии санкционировало заключение Добавочного договора с РСФСР, который был подписан в Москве 27 августа 1918 г. и рассматривался в качестве приложения к Брест-Литовскому мирному договору. Советская Россия и Германия договорились создать специальные комиссии для определения демаркационных линий с нейтральными зонами между русскими и немецкими войсками. В обмен на обещание РСФСР выплатить 6 млрд марок в качестве оплаты содержания военнопленных и компенсации за ущерб, нанесенный подданным Германии вследствие отказа руководства Советской России производить денежные выплаты по иностранным займам, предоставленным царскому и Временному правительствам, а также национализации собственности Германии в России, немцы пообещали начать вывод войск с территории Беларуси восточнее Березины. При этом Германия обязалась не вмешиваться в отношения между русским советским государством и его отдельными областями и не поддерживать образование самостоятельных государственных единиц на этих территориях. Руководители БНР протестовали против условий
Добавочного договора, но их протест был проигнорирован немцами.
3 ноября 1918 г. в Германии началась революция. 9 ноября кайзер Вильгельм II отрекся от престола и покинул пределы страны, которой он правил на протяжении многих лет. 11 ноября 1918 г. представители Германии подписали в Компьене соглашение о перемирии, положившее конец боевым действиям в Западной Европе и на других театрах мировой войны.
Революция в Германии и завершение Первой мировой войны застали
белорусских деятелей врасплох. 24 ноября 1918 г. в Берлин направилась очередная делегация БНР с заданием передать послание Центральному совету рабочих и солдат в Берлине с выражением поддержки революции и надежды на то, что свободный немецкий народ поможет белорусскому народу сохранить свою свободу и независимость. Одновременно Рада БНР обратилась с просьбой о признании к солдатскому совету 10-й армии и генералу Фалькенгайну. Однако новые власти Германии проводили в отношении белорусов старую политику. На встрече с белорусскими деятелями Фалькенгайн сказал: «Если в поле зрения германских войск появятся какие бы то ни было вооруженные силы, мы направим против них наши пулеметы». Солдатский совет 10-й армии, выразив принципиальную поддержку идее «организации независимого управления в Беларуси», отказался признать Раду БНР в качестве реального выразителя интересов белорусского народа [41, с. 82].
Поражение Германии и ее союзников в войне привело к появлению в Европе ряда новых независимых государств. В числе этих государств была и Польша, руководство которой считало необходимым воссоздать «Польшу Ягеллонов» с включением в ее состав земель Беларуси, Литвы и Украины. Державы Антанты не возражали против закрепления поляков в западной части Беларуси, рассматривая Польшу в качестве важной составной части системы «санитарного кордона», призванного отделить Советскую Россию от стран Европы. В начале 1919 г. военное руководство держав Антанты потребовало, чтобы немцы пропустили польские войска на занимаемые ими территории Литвы и Беларуси. Немцы относились к соответствующим требованиям без энтузиазма, но были вынуждены подчиниться воле Антанты.