Самый яркий образ комедии — это Хлестаков,
тот, кто явился виновником необычайных
событий. Гоголь сразу же дает понять
зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя
появление Хлестакова рассказом о нем
Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и
его отношение к своим ревизорским
"обязанностям" становятся ясны не сразу.
Хлестаков не переживает по приезде в город
никакого процесса ориентации — для этого
ему, недостает элементарной
наблюдательности. Не строит он никаких
планов обмана чиновников — для этого у него
нет достаточной хитрости. Не пользуется он
сознательно выгодами своего положения,
потому что в чем оно состоит, он и не
задумывается. Только перед самым отъездом
Хлестаков смутно догадывается, что его
приняли "за государственного человека", за
кого-то другого; но за кого именно, он так и
не понял. Все происходящее с ним в пьесе
происходит как бы помимо его воли.
Гоголь писал: "Хлестаков, сам по себе,
ничтожный человек. Даже пустые люди
называют его пустейшим. Никогда бы ему в
жизни не случилось сделать дела, способного
обратить чье-нибудь внимание. Но сила
всеобщего страха создала из него
замечательное комическое лицо. Страх,
отуманивши глаза всех, дал ему поприще для
комической роли".