Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально -
человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда
сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью
взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда
индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю
деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в
лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой
деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он
остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже
обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
Поэтому - то
личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не
мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах,
во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в
удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.
Хотите, чтобы
человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала - с детства -
в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только
мог бы, но и вынужден был стать личностью.