Ответ:
Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте? Эти и многие другие вопросы лежат в основе мотивации выбора профессии у старшеклассника.
Сам термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Профессиональная мотивация - это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором подросток и ситуация выбора взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение в выборе будущей профессии. Мотивация в данном случае - процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив и мнения ближайшего окружения.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения, они могут быть внешними и внутренними.
С одной стороны мотивация выбора профессии может быть направлена на достижение успеха, когда профессиональная деятельность выполняется с целью получения положительных достижений: хочу выбрать интересную профессию, чтобы с удовольствием ходить на работу; готовлюсь к экзаменам, чтобы поступить в желаемый институт; работаю над проектом, чтобы именно он был признан лауреатом на конкурсе.
С другой стороны профессиональная мотивация может носить характер избегания неудач: выбираю профессию, чтобы не остаться «в дворниках» (как часто запугивают родители); хожу к репетитору, чтобы поступить хоть в какой-нибудь ВУЗ; выполняю работу вовремя, чтобы избежать штрафных санкций от начальника.
На формирование мотивов человека оказывают влияние различные социальные факторы, они многообразны и находятся в сложной взаимосвязи.
На выбор профессии старшеклассников влияют следующие социальные факторы:
настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
прошлое: история индивида, его собственный опыт;
будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний.
Мотивация выбора профессии у подростка может быть и отчасти бессознательной, когда профессиональные потребности и цели, управляющие поведением человека, осознаются им частично.
В научной литературе единой классификации мотивов выбора профессии нет. В одном случае выделяются такие группы мотивов как:
общая мотивация;
романтика профессий;
научно-познавательные мотивы;
мотивы общественной значимости профессии;
ссылка на пример.
В другом рассматриваются:
осознание перспективности избранной профессии;
учебные и внеклассные интересы;
желание приносить пользу;
влияние родных и знакомых.
В третьем выделяют следующие мотивы выбора профессии:
социальные мотивы;
моральные мотивы;
этические мотивы;
познавательные мотивы;
творческие мотивы;
мотивы, связанные с содержанием труда;
материальные мотивы;
престижные мотивы;
утилитарные мотивы.
Резюмируя вышеперечисленное, можно сказать, что основными мотивами выбора профессии подростка являются: позиция родителей, преподавателей, друзей; свои личные способности и предпочтения; информированность о профессиях и современном состоянии рынка труда. Причем чем шире диапазон выбора, тем, как известно, он психологически сложнее.
Объяснение: