Историк Н.И.Костомаров называл процесс объединения русских земель не собиранием, а...

0 голосов
67 просмотров

Историк Н.И.Костомаров называл процесс объединения русских земель не собиранием, а "забиранием". Прав ли он? Приведите два факта, подтверждающие данную точку зрения и один факт против данной точки зрения.


История (16 баллов) | 67 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Ответ:

Труды великого историка, написанные более ста лет назад, не легли мертвым грузом в архивах, но переиздаются до сих пор

Николай Иванович Костомаров родился 5 (17) мая 1817 года в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии. Его отец был русским помещиком, а мать крепостной украинкой, родители обвенчались уже после рождения сына.

Николай с детства много читал, в том числе книги исторического содержания, что определило выбор профессии, он окончил историко-филологический факультет Харьковского университета.

Во время учебы Николай изучает малорусское наречие, на нем под псевдонимом Иеремия Галка выпускает несколько сборников стихотворений и две драмы. Позже зарождающуюся украинскую литературу он проанализирует в статье «Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке». Истории и этнографии Малороссии Костомаров посвятит значительную часть своих научных работ.

В 1844 году Костомаров защитил магистерскую диссертацию на тему «Об историческом значении русской народной поэзии». Менее года состоял профессором Киевского университета по кафедре истории.

По инициативе Костомарова и его единомышленников в Киеве было образовано тайное Кирилло-Мефодиевское общество, созданное по образцу декабристских организаций, и ставившее целью либерализацию политической жизни в России. После раскрытия и ликвидации общества Николай Иванович был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а через год отправлен в административную ссылку в Саратов. Из ссылки вернулся в 1856 году и спустя три года стал профессором Петербургского университета.

Основной интерес Костомарова связан с изучением истории русского народа в единстве с другими народностями, прежде всего великорусского и малорусского. Сам историк не дробил русский народ на две части, украинцев он называл малорусской ветвью (об этом он пишет в автобиографии). Все разговоры об «украинском национализме» Костомарова являются современной украинской интерпретацией его трудов. Для Николая Ивановича историческим идеалом была Россия «как центр славянской взаимности».

Общественная деятельность Костомарова, его работы по истории народных движений, статьи в журналах «Современник» и «Отечественные записки», лекции в Петербургском университете принесли ему широкую известность и популярность. Костомаров был художником и лектором в одном лице.

«Изображал ли он Новгородское вече или суматоху Липецкой битвы, стоило закрыть глаза — и через несколько секунд сам как будто переносишься в центр изображаемых событий, видишь и слышишь все то, о чем говорит Костомаров», - отмечал один из его студентов. Лекции Костомарова завершались бурными аплодисментами.

Костомаров участвовал в работе Археографической комиссии. Под его редакцией в 1861–1884 годах вышло двенадцать томов «Актов» по истории Украины и Беларуси.

Самой известной работой Костомарова является труд «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», он так правдоподобно рисовал портреты деятелей, что читатели, как отметил коллега Костомарова Василий Ключевский, стали говорить это «костомаровский Иван Грозный, костомаровский Богдан Хмельницкий, костомаровский Стенька Разин».

Труды великого историка, написанные более ста лет назад, не легли мертвым грузом в архивах, но переиздаются до сих пор.

Объяснение:

(102 баллов)