Какие языковые средства используются в произведении Салтыкова-Щидрина "История одного...

0 голосов
69 просмотров

Какие языковые средства используются в произведении Салтыкова-Щидрина "История одного города"


Литература (12 баллов) | 69 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

«История одного города» — одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Ос­новными средствами сатирического обличения действитель­ности в произведении являются гротеск и гипербола. В жан­ровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ автора-повествователя назван в нем «послед­ним архивариусом-летописцем».После названия имеется приписка: «По подлинным доку­ментам издал М.Е. Салтыков /Щедрин/». Она тоже призвана создать иллюзию достоверности.В предисловии «От издателя» автор рассказывает о най­денном в городском архиве «Глуповском Летописце», содер­жанием которого являлось однообразное описание биографии градоначальников, хозяйственных дел мероприятий.С тонкой иронией пишет М.Е. Салтыков-Щедрин о том, как меняются лики этих градоначальников с изменением той или иной исторической эпохи: «Так, например, градоначаль­ники времен Бирона отличаются безрассудством, градона­чальники времен Потемкина — распорядительностью, а гра­доначальники времен Разумовского — неизвестным происхождением и рыцарской отвагою. Все они секут обыва­телей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причи­ны своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтоб обыватели во всем положились на их от- 100 вагу». Таким образом, с самого начала выстраивается и под­черкивается иерархия: высшие сферы — местное управление — обыватели. На их судьбах зеркальным образом отображает­ся то, что происходит во властных областях: «в первом случае, обыватели трепетали бессознательно, во втором — трепетали с сознанием собственной пользы, в третьем — возвышались до трепета, исполненного доверия».Автор подчеркивает, что внешность летописца является самой настоящей, что не позволяет ни на минуту усомниться в его подлинности. М.Е. Салтыков-Щедрин четко указывает границы рассматриваемого периода: с 1931 по 1825 год. Про­изведение включает в себя «Обращение к читателю от по­следнего архивариуса-летописца». Для придания докумен­тального характера этому фрагменту повествования автор помещает после названия сноску о том, что обращение пере­дается в точности, словами самого летописца. Издатель позво­лил себе лишь орфографическую правку текста, чтобы отре­дактировать отдельные вольности в написании слов. Обращение начинается разговором с читателем о том, найдут­ся ли в истории нашей страны достойные правители и началь­ники: «Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие, и только у себя мы таковых не обрящем?» Всезнающий издатель дополняет эту цитату отсылкой к стихотворению Г.Р. Державина: «Калигу­ла! Твой конь в сенате Не мог сиять, сияя в злате: Сияют доб­рые дела!» Это дополнение ставит собой цель подчеркнуть ценностную шкалу: сияет не злато, а добрые дела. Злато в данном случае выступает символом стяжательства, а добрые дела провозглашаются истинной ценностью мира.

(46 баллов)