Ответ:
Политика П. Дорошенко. Объединение Украинского гетманства
Отказ российских властей от Правобережья привел к еще большему усилению традиционно влиятельной в Украине прокрымской группировки в лице Дорошенко.
Гетман стал автором весьма амбициозного и смелого плана объединения гетманства. Его ближайшим соратником и духовным советником стал Киевский митрополит Иосиф Тукальский. Учитывая реалии Андрусовского перемирия, Дорошенко разработал сложную внешнеполитическую комбинацию. Опираясь на поддержку татар и Турции, он намеревался добиться от Речи Посполитой отказа от притязаний на Правобережную Украину, а затем объединить гетманство под булавой единого гетмана. Дорошенко даже не считал обязательным условием, чтобы этим единым кандидатом был он сам. Но зато он полагал, что после объединения следует признать верховенство Москвы, правда при условии гарантий автономии Украины. А уступок от Московского государства он планировал добиваться, шантажируя его своим союзом с Турцией и Крымом.
Прежде всего, Дорошенко закрепил свое положение на Правобережье. Казаки совместно с татарскими отрядами совершали рейды по Подолии и Волыни. В августе был захвачен Чигиринский замок и начата осада Белой Церкви.
В конце 1667 г. гетман отправил посольство в Стамбул, подтверждая свою готовность принять турецкое подданство. Параллельно в начале 1668 г. на переговорах с русскими воеводами Дорошенко высказал свое желание принять протекцию царя, но с известными условиями. Речь, прежде всего, шла о выводе русских воевод, отказе собирать с Украины налоги, восстановлении казацких вольностей. Поскольку Алексей Михайлович отказался выполнять эти условия, Дорошенко перешел к своему сложному плану.
Поход на Левобережную Украину стал первым этапом в его осуществлении. В конце мая 1668 г. казаки Дорошенко вместе с татарами переправились через Днепр.
Продолжавшееся восстание на Левобережье и наступление Дорошенко, привели к тому, что И. Брюховецкий, с легкостью карьериста, повернул на 180 градусов и после всех верноподданнических клятв Москве, после всех полученных милостей, сам возглавил антирусское восстание. На раде 19 января 1668 г. Брюховецкий объявил о разрыве с Россией и призвал к изгнанию воевод. После этого он вошел в контакт с Дорошенко. По приказу Брюховецкого русские гарнизоны в левобережных городах изгонялись и избивались. Однако такие действия Брюховецкого не сделали его более популярным среди казаков.
В июне, имея значительное численное превосходство, Брюховецкий прибыл в лагерь к Дорошенко. Но его схватили собственные казаки и силой привели к шатру Правобережного гетмана. Неверно понятый знак рукой, поданный Дорошенко, привел к тому, что казаки растерзали Брюховецкого. Казацкая рада избрала Петра Дорошенко единым гетманом. И. Тукальский приказал поминать в церквях «благочестивого и Богом данного гетмана Петра».
Это был самый большой успех Дорошенко и апогей его славы. Однако внешние условия не способствовали объединению Украины. Личные обстоятельства тоже сыграли свою роль. Получив известие об измене жены, Дорошенко бросил армию и спешно уехал в Чигирин. К семейным проблемам добавилось известие о вторжении польских отрядов на территорию Кальницкого и Паволоцкого полков. Командование Дорошенко поручил Демьяну Многогрешному, которого назначил наказным гетманом.
Воспользовавшись этими обстоятельствами, Г. Г. Ромодановский двинулся в Северские земли. Ему удалось захватить Нежин, а 5 октября 1668 г. – Чернигов. Суховея поддержал крымский хан. В этих условиях Многогрешный под влиянием Черниговского архиепископа Лазаря Барановича начал переговоры с российскими воеводами. При этом он выступал как независимый «гетман Северский».
Многогрешный тоже выдвигал требования значительных уступок со стороны российских властей. Речь шла о возвращении к «Статьям Богдана Хмельницкого», о выводе воевод из городов и восстановлении более широких полномочий гетмана. В случае отказа Москвы принять эти условия, Многогрешный угрожал пойти в подданство к Турции.
Вывод воевод стало главным требованием казачества. Наследие политики И. Брюховецкого давало о себе знать. Бунты, происшедшие вследствие переписи 1666 г., напугали и старшину. Поэтому Многогрешный опасался уступать в переговорах с царем, тем более, что русские воеводы продолжали свои контакты с Дорошенко.