Григорий и Аксинья по-настоящему любят друг друга. При первой встрече с Григорием у Дона, а затем во время рыбной ловли Аксинья отстраняет его ласки, страшится того упорства, с которым он заигрывает с ней. Но вскоре «с ужасом увидела она, что ее тянет к черному ласковому парню» . Аксинью «пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство…» . Не в силах сдержать своего чувства, Аксинья сама приходит к Григорию. С тех пор переродилась она. Любовь выпрямила Аксинью, она ходила, «людей не совестясь и не таясь» , «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову» . Горячо любя Григория, Аксинья сходится с Листницким; не любя Степана и вопреки решению не встречаться с ним, Аксинья, возвращается к нему. Понять ее поступки можно, проследив за ее состоянием. Ее связи с Листницким предшествовало трагическое событие – смерть дочери. Аксинья «сильнее ощущала свое одиночество» , «терзала ее невыплаканная тоска» , «рос в горле крик, но слез не было» , «хотела и не могла плакать» . В ее сознании смешались сон и явь: «То ей казалось, что дочь ее спит рядом с ней, то слышала невнятный шепот: “Мама, пить”». И в это тяжелое время рядом с Аксиньей оказался Евгений. Аксинья немногословно объясняет Евгению причину своей связи с ним: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна» .
И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни. Такая любовь несет ему больше душевных страданий, чем любовных радостей. Драматизм еще и в том что любовь Мелехова к Аксинье – это причина страданий Натальи. Григорий отдает себе отчет в этом, но уйти от Астаховой, избавить от мучений жену – на это он не способен. И не потому, что Мелехов – эгоист, просто он – «дитя природы» , человек плоти и крови, человек инстинкта. Природное переплетается в нем с социальным, и для него такое решение немыслимо.
Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини. «Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети.